PR-рынок России PR-рынок России
PR-рынок России

АНОНСЫ ИЗДАНИЙ

Новый номер журнала Д штрих

Круглый стол

О пузырях и спекулянтах

Обзор блогов: про антипузырь на фондовом рынке, о том, как мода на высоту каблука отражает тенденции на финансовых рынках, и о зарождении сообщества спекулянтов

В Москве состоялся круглый стол «Повышение ликвидности российского фондового рынка: развитие альтернативных торговых систем или унификация сделок на ММВБ и РТС?», организованный журналом РЦБ. В результате разговор получился на другую тему, и руководитель ФСФР Владимир Миловидов написал весьма подробный комментарий в своем блоге.

Блогер-экономист Khapuga утверждает, что весной 2008 года на российском рынке акций не было пузыря, файл с его расчетами можно скачать (ссылка на файл в блоге) и проверить его гипотезу.

От редакции: заметен настрой властей на вовлечение населения в торговлю на фондовом рынке. Брокеры и биржи это, разумеется, поддерживают. Но складывается впечатление, что представления о биржевой торговле у всех, кто не торгует на рынке, самые идиллические.

Пузырь наоборот
Некоторые наблюдатели рассуждают, что российский рынок акций был в состоянии пузыря перед кризисом. Следовательно, он вполне заслуженно упал. Например, подобные мысли высказывал Олег Вьюгин (бывший председатель ФСФР. — Прим. D'): «В России раньше был быстрый рост курсовой стоимости акций из-за недооценки активов, но этот период закончился, по моему мнению, в 2006 году, а в 2007-м это был уже “мыльный пузырь”. 2005 год, напомню, закрылся на отметке 1125 пунктов, что немного ниже нынешних почти 1300 пунктов». По этой логике все, что выше, — пузырь.

Или вот еще фраза Владимира Мау (ректор Академии народного хозяйства при правительстве РФ. — Прим. D'): «Представленная на графике фигура, напоминающая треугольник, является наглядным отображением пузыря финансового рынка, который стал результатом ведущего к наращиванию диспропорций бума». Ах, как это умно — посмотреть на график индекса РТС и сказать подобное! Еще бы, невооруженным глазом, совмещенным с задним умом, видно, что был пузырь. Тогда падение акций летом-осенью 2008 года становится вполне оправданным и заслуженным.

Но был ли у нас пузырь? Моя позиция противоположная. Даже при индексе РТС на уровне 2500 пунктов акции в России не были дорогими. За небольшим исключением, скажем, ВТБ по 13,6 коп., которые не портят общую картину. Я считаю, что в 2008 году имел место «обратный пузырь» — бумаги неоправданно упали, и такое состояние продолжается. А это подразумевает, что идущий сейчас рост котировок является верным и справедливым. Еще недавно я давал прогнозы, что РТС закроет год 1300—1500 пунктами, и вот мы уже на нижней границе. Я совсем не удивлюсь, если в начале 2010 года РТС достигнет 2000 пунктов. Если акции могут упасть в пять раз за полгода, почему бы им не вырасти обратно?

Слово «пузырь» нуждается в определении, чтобы можно было дальше рассуждать. Если это просто рост, за которым произошло падение, то Мау с Вьюгиным правы. Но если пузырь — это иррациональное состояние рынка, когда котировки намного превышают то, что можно назвать оправданной ценой, — то они глубоко ошибаются. Тогда «обратный пузырь» — это состояние, когда котировки падают намного ниже уровня, который можно считать разумным, рациональным.
Так, на пике пузыря на бирже NASDAQ среднее значение P/E на рынке было 40 по сравнению с историческим средним около 15. Но пузырь был тогда не на всем рынке, а в узкой группе технологических бумаг, которые запросто могли иметь Р/Е в районе 100 или 200, что двигало среднее значение к 40 (дорогими тогда были также крупнокапитализированные бумаги).

Сейчас отечественные акции, даже после роста в два раза, имеют мультипликаторы к ожидаемой прибыли ближайших лет в районе 6. Соответственно, на дне они имели мультипликатор порядка 3, что безумно дешево. Почему? Потому что компания, зарабатывающая прибыль в размере 1/3 своей капитализации, окупит себя за три года, а это слишком шоколадная рентабельность даже по российским меркам.

Обувь без каблука — сигнал для продажи

В октябре 2007 года показы моды летнего сезона внезапно оказались заполнены платьями с длиннющими подолами. Именно тогда индекс Доу-Джонса и установил свой исторический максимум. На самом деле, конечно же, «индикатор уровня подолов» — не единственный показатель массовых настроений, отражающихся как в моде, так и на финансовых рынках.

Высота и острота каблука — не менее надежный предсказатель. С положительным настроем массовой психологии, связанным с «бычьим» рынком, ассоциируются высокие и тонкие каблуки. Максимально открытые туфельки с каблуками типа «стилетто» — свидетельство топа рынка. Напротив, смена моды на плоские подошвы — «медвежий» сигнал. На дне же рынка обувь не только плоская, но и максимально закрытая.

Одним из ключевых трендов, который можно было заметить на подиумах прошедших Недель моды в Нью-Йорке и Лондоне, стало видимое отсутствие обуви на высоких каблуках. Судя по всему, плоская подошва вновь возвращается в моду в сезоне весна-лето 2010 года: Вивьен Вествуд одела своих моделей в сандалии из полосок лакированной кожи, а Twenty 8 Twelve включил в свою коллекцию сандалии на шнуровке. Если даже обувь на каблуке и можно было заметить на лондонском подиуме, то высота каблука была куда менее экстремальной, чем в прошлых сезонах. Моделей в балетках выпустил на подиум даже такой ценитель гламурной обуви, как Джорджио Армани. Так что нынешние показы моды — sell signal прямо сейчас.

На улицах появились российские «Фиаты»

У «Соллерса» все хорошо должно быть. Примерно полгода назад, когда я думал покупать их акции, я ни одного «Фиата» на улицах Питера найти не смог. Сейчас они буквально везде. 100 метров пройти не успеваю — «Фиат». «Дукато» очень популярна. И поменьше машинка еще какая-то, тоже для перевозок. «Албеа» народ вот только не торопится покупать. То есть «Фиат» пока пробрался в корпоративный сектор.
Источник: stopmoose.livejournal.com

День рождения спекулянтов

Всем спасибо, кто принял участие в круглом столе. К сожалению, до сути проблем инвесторов, желающих работать с минимальной комиссией, до роли нужности или ненужности ECN (Electroniс Communication Network) так и не добрались. Делаю скидку на первое знакомство и любезность участников не обострять ситуацию. Ко второй встрече наверняка они будут более свободны и откровенны. Тем не менее что я вынес из этого обсуждения?

1. Огорчение. Как-то очень пессимистично прозвучал тезис, что, по сути, наша восточная часть страны для фондового рынка не существует (мало денег, труден доступ к торгам, много нелицензированных институтов, подхватывающих инвестиционный спрос на местах). Это звучало как приговор. Факт, но принять его не могу. Считаю, что нужно искать механизмы вовлекать на фондовый организованный рынок инвесторов по всей нашей стране. Как? Иного, кроме как путем обучения и просвещения, не услышал. Будем искать ответ.

2. Понимание. На рынке сформировался «новый класс» инвесторов — как они себя называют, спекулянтов. Это новое, как было сказано, комьюнити. Люди пока раздроблены, очень разные, но постепенно самоорганизуются. Формируется своя культура. Среда противоречивая: спекулятивная составляющая этой среды усиливает риски российского рынка, но растущая массовость, активность и явный инвестиционный ресурс укрепляют фондовый рынок. Раньше регулятор видел только иностранных инвесторов и профессиональных участников. Сейчас не замечать это сообщество нельзя, иначе понять рынок будет невозможно. И развивать его будет сложно.

3. Наказ. Налогообложение физических лиц на финансовом рынке. Это услышано. Что можем — делаем. Не сразу получается добиться всего, чего хочется, но то, что, убежден, будет сделано к январю 2010 года, — уже шаг вперед. Впервые ФСФР представляет в Думе налоговый закон. В определенном смысле чуть подвинули монополию Минфина, но с мнением наших коллег из министерства мы тоже должны считаться. Таковы правила.

4. Проблема. Была поднята очень интересная и важная тема исключения бумаг из списка торгуемых на бирже инструментов (внесписочные акции) по решению эмитента. Правильно подмечено, что эмитент сначала организовал обращение и привлек инвесторов, потом исключился из списка, а где торговать акциями и по какой цене — решать самим инвесторам. Для владельцев второго и далее эшелонов это проблема. Серьезная тема. Обязательно проработаем варианты решения. Учитывая тематику встречи, сразу подумалось: вот так и рождается стихийная альтернативная система.

5. Упущение. Все-таки дискуссия была инициирована, чтобы найти путь для повышения удобства работы на финансовом рынке и снижения издержек. Это несколько осталось за скобками, но читал дискуссию на форуме ДенПанаса. Там в очень точном направлении идет спор. Правы те, кто пытаются найти в ECN решение вопроса снижения издержек. Правы и те, кто говорят, что ECN станет лишь средством еще больших злоупотреблений со стороны брокеров, которые вели себя недобросовестно по отношению к клиентам. Следовательно, выход нужно искать в организации внебиржевого рынка и ответственности посредников. Плюс скорейшее внедрение центрального контрагента на внебиржевом рынке. Закон о клиринге вот-вот внесем в Думу.

Итог. Первый опыт позитивный. Но на нем останавливаться нельзя. Раз комьюнити появилось, значит, с ним нужно работать. Так что «любимым нами» саморегулируемым организациям (СРО) стоит потесниться. Сообщество реально торгующих индивидуальных инвесторов в некотором роде тоже СРО. С днем рождения!

Владимир Миловидов, руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам

Рубрику ведут Екатерина Михайлова, Константин Илющенко

pr-files.

(12.10.2009)

ЖУРНАЛ

ИНТЕРВЬЮ

Глава SPN Communications о кризисе в PR и молодых специалистах

Что происходит с PR-отраслью в сложной экономической ситуации, как меняется индустрия и кто выигрывает в период сокращения коммуникационных бюджетов?

На вопросы PR-files отвечает Михаил Умаров, генеральный директор агентства Comunica.

Руководитель направления «PR и Продвижение» Фонда «Форум инноваций» в интервью PR-files об опыте и особенностях коммуникационной кампании Московского международного форума «Открытые инновации»

ПУБЛИКАЦИИ

Почти половина пиарщиков уверены, что их основная задача — обеспечение продаж. А главной трудностью в своей работе они назвали подготовку текстов

Как выглядят и какими должны быть профессиональные объединения PR-специалистов в России

Ассоциация Коммуникационных Агентств России провела новое исследование заработных плат в рекламной индустрии