Тема недели: Как избежать банкротства?
РАЗНОЕ
Александр Привалов
О второй силе
Который уже год с конца апреля разыгрываются очередные сеансы двух равно бесконечных дискуссий: надо ли захоронить Ленина — и как правильно относиться к Девятому мая. Одна из них меня, честно говоря, волнует не особенно, другая — много больше, но обе смерть как надоели: каждый год одно и то же, разве что с нарастающим ожесточением. Безрезультатность этих словопрений сама по себе способна заинтересовать и озадачить: а почему, собственно, из столь шумного (и в значительной своей части столь грязного) моря разглагольствований так ничего и не проистекает? Гипотеза: потому, что за ними не видно силы. Какой? Да никакой: ни политической, ни моральной, ни интеллектуальной силы, хотя бы в перспективе способной изменить статус-кво (в первом случае) или сложившиеся тренды (во втором). Так, разговорчики.
РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ
Кризис накопленного непрофессионализма
Циклический кризис — великий очиститель диспропорций. О чем речь? О несоответствии стоимостной структуры — натуральной, потребления — накоплению, ввоза — вывозу, нормы прибыли — ставке процента и т. п. За диспропорциями народнохозяйственного уровня стоят мириады непорядков и неустройств на отдельных предприятиях и рынках. Слишком высокие издержки, избыточные запасы, неподъемные кредиты, растущая дебиторка. За пять-семь лет, отделяющих один кризис от другого, в экономике накапливается критическая масса ошибок управления. Микро и макро «смыкаются», и народное хозяйство сваливается в пике кризиса. Любой циклический кризис — это в первую очередь «кризис накопленного непрофессионализма».
Чтобы микроусилия отдельных предпринимателей привели к результату на макроуровне, необходимы совместные усилия правительства, банков, реального сектора. Бессмысленно перекладывать свою ответственность на другого.
ТЕМА НЕДЕЛИ / КАК ИЗБЕЖАТЬ БАНКРОТСТВА
Страшный сон банкира или почему можно договориться о реструктуризации
Если вы не можете вернуть кредит и вам нужна реструктуризация, взгляните на свой бизнес глазами банкира, и вы в большинстве случаев сможете договориться о реструктуризации кредита. О чем собственно и свидетельствует текущий момент.
Заёмщики в кризис испытывают трудности и стучатся в двери банков с заявками на реструктуризацию кредитов. Они полны опасений: банки откажут, обанкротят, заберут собственность за долги..... А каковы объективные экономические интересы банков? Как они смотрят (субъективно) на заёмщиков?
«Страшный сон банкира» — заёмщик, вручающий ключи от завода: «выплатить не смогу, забирай за долги». Реструктурировать кредит (кредитный портфель) следует только тогда, когда стоимость бизнеса (дисконтированный денежный поток) превышает цену, за которую можно продать его активы (точнее, сумму, которую может получить кредитор от распродажи активов). Иначе как раз выгоднее банкротить.
Однако надо понимать, что у банка есть ограничения, в кризис усиливающиеся.
Однако банк — не личность. У владельцев и сотрудников — всех, кто влияет на решения — есть собственные интересы. Сотрудники кредитных управлений несут личную ответственность за проблемные кредиты. Им интереснее их продлить, не привлекая внимания начальства. Это — заёмщикам как бы в плюс, хотя оттягивание ампутации поражённой антоновым огнём конечности порой приводит к общему заражению крови и смерти (что плохо для банка — не всегда смертельно для сотрудника!). Бывает и прямо наоборот: отправить быстрее (скажем, в ноябре) дело в отдел по взысканию, понести в данном месяце наказание — а в декабре уже «чисты», и можно рассчитывать на годовой бонус. Бывает, что решение зависает — или даже намеренно принимается вредное для банка — так как оказывается инструментом карьерной интриги. Подобных «мотивов» и «мотивчиков» немало, и они порой определяют судьбу предприятий и людей. Они тоже требуют «разведки» и учёта заёмщиком.
ТЕМА НЕДЕЛИ / КАК ИЗБЕЖАТЬ БАНКРОТСТВА
Теперь придется считать
Вы получили то, что просили, где же результат?
В условиях кризиса финансовая модель предприятия — инструмент для убеждения кредиторов в том, что вы сможете расплатиться по долгам. Если не завтра, то послезавтра
В период кризиса у банков нет времени и сил на каждого заемщика. Поэтому мяч на его стороне. Заемщик должен сам, причем с опережением, воздействовать на мнение кредитора. Существует риск, что заемщик неправильно оценит свои денежные потоки и запросит реструктуризацию, условия которой заведомо окажутся для него либо невыполнимыми, либо бесполезными, а кредитор, к несчастью, это предложение примет. Праведного гнева банкира и фразы: «Вы получили то, что просили, где же результат?» — не избежать. Но страдают при этом оба. Финансовая модель в таких случаях помогает снизить неопределенность в отношении того, при каких обстоятельствах долг все-таки может быть погашен.
ТЕМА НЕДЕЛИ / КАК ИЗБЕЖАТЬ БАНКРОТСТВА
Разгребание критической массы
Работа по преодолению кризиса
В большинстве случаев кризис только видимая причина того, что бизнес оказался в тяжелой ситуации. Настоящая причина — накопившиеся огрехи управления, критическая масса которых приводит к неспособности справиться с «изменением среды» и в итоге к неплатежеспособности
Первое, что видишь на «тонущем» предприятии, — вражда сотрудников и руководства (владельцев). Поэтому именно с решения кадровых вопросов начинается работа по преодолению кризиса.
Антикризисная программа — это план действий, направленный на стабилизацию финансового состояния предприятия. Поэтому порядок разработки очевиден: сначала надо оптимизировать операционную деятельность, сокращая расходы и увеличивая доходы, затем поработать с финансовым потоком. Если и это не помогает — рассмотреть возможность модернизации или перепрофилирования производства.
РУССКИЙ БИЗНЕС / ЛИДЕРЫ
Атланты держат удар
Точку невозврата мы уже прошли
Один из ведущих отечественных производителей металлургического оборудования — Электростальский завод тяжелого машиностроения — намерен использовать кризис в качестве катализатора своего стратегического развития
Индустриальный монстр советской эпохи, раскинувшийся на 140 гектарах недешевой подмосковной земли, Электростальский завод тяжелого машиностроения (ЭЗТМ) был застигнут кризисом врасплох. Команда собственников и управленцев не теряет оптимизма — они не просят подачек от государства, надеются только на свои силы. Но, пожалуй, самый больной вопрос у машиностроителей к государству — почему оно не предпринимает ничего для активизации кредитной активности банков и снижения неподъемных ставок по кредитам.
Основные усилия ЭЗТМ прикладывает к тому, чтобы выжить в кризис самостоятельно, сохранив костяк незаменимых конструкторских, инженерных и рабочих кадров и завершив начатую модернизацию производства. «Точку невозврата мы уже прошли, — говорит технический директор завода Андрей Степанов, — так что обречены довести все до конца».
РУССКИЙ БИЗНЕС / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ
Кризисное объединение
Рынок НПФ ждет волна консолидации
Кризис заставляет негосударственные пенсионные фонды наращивать страховой резерв и имущество для обеспечения уставной деятельности. Многим эти меры окажутся не по карману, и потому рынок ждет волна консолидации
Средний убыток, показанный НПФ от размещения средств в 2008 году, составил, по оценкам рейтингового агентства «Эксперт РА», до 25% по пенсионным резервам и до 20% по пенсионным накоплениям. Даже с учетом действий фондов по компенсации убытков за счет имущества для обеспечения уставной деятельности (ИОУД, аналог уставного капитала на пенсионном рынке) общий объем пенсионных резервов НПФ, по оценке «Эксперт РА», в 2008 году сократился на 12%, а пенсионных накоплений — на 15%.
НПФ, связанные положением о гарантированной безубыточности размещения пенсионных средств, а также договорами, предполагавшими минимальную гарантированную доходность будущим пенсионерам, столкнулись с необходимостью компенсировать полученный убыток. При этом если в отношении резервов покрытия пенсионных обязательств предусмотрена процедура компенсации убытков за счет страхового резерва, то обеспечивать доходность от размещения пенсионных накоплений фондам придется за счет собственных средств.
РУССКИЙ БИЗНЕС / АВИАПРОМ
Улетный план
Выпуск гражданских самолетов сокращается почти вдвое
Несмотря на масштабную господдержку и всевозможные преференции, российский авиапром сокращает программу по выпуску современных авиалайнеров, делая ставку на производство устаревших самолетов
Совет директоров Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) объявил о корректировке своих производственных планов на период до 2012 года. Решено сократить выпуск гражданских самолетов почти вдвое: за четыре года авиастроительная корпорация построит 196 лайнеров вместо 405 планировавшихся ранее.
По словам президента ОАК Алексея Федорова, такое решение продиктовано последствиями мирового финансового кризиса, повлекшего резкий спад спроса на авиаперевозки. С начала нынешнего года пассажиропоток в целом по миру сокращается примерно на 11% каждый месяц, а в России — почти на 20%. Тем не менее господин Федоров твердо убежден, что в авиапромышленности больнее всего кризис ударит по западным производителям самолетов — Airbus и Boeing, а вот ОАК пострадает мало. «Кризис застал их на взлете, нам же снижаться некуда, поскольку мы и так около нуля», — заявил глава ОАК.
По словам Алексея Федорова, в этом году его корпорация поставит авиакомпаниям 15 магистральных самолетов — 4
МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС / АВТОПРОМ
Прорыв, а то и афера
Амбициозное руководство FIAT стремится превратить свою компанию в одного из глобальных лидеров автопромышленности. Однако попытка разом интегрировать несколько проблемных европейских и американских автокомпаний в единый суперхолдинг выглядит весьма рискованным проектом
Борьба за место на Олимпе мирового автомобилестроения обостряется на глазах. Банкротство Chrysler, планы FIAT купить Opel, намерение General Motors получить за свои европейские подразделения долю акций в FIAT, слияние Volkswagen и Porsche — начало мая выдалось на удивление бурным.
Главным возмутителем спокойствия выступает итальянский FIAT. Глава автоконцерна Серджио Маркионне проводит крайне агрессивную, амбициозную политику. По сути, он стремится создать глобального автопроизводителя на основе трех компаний — FIAT, Chrysler и Opel (а также других европейских подразделений GM вроде Saab, на который претендует и китайская Geely Automobile). Таким путем новый FIAT сможет нарастить свое производство до 6 млн автомобилей в год. По мнению Маркионне, именно столько должна производить сегодня глобальная автокомпания, чтобы иметь перспективы развития (см. «Эксперт» № 6 за 2009 год).
Объявление Chrysler о банкротстве фактически подготовило почву для поглощения этой американской компании итальянцами. Уже объявлено, что новым президентом Chrysler, скорее всего, станет глава FIAT Серджио Маркионне. Между Chrysler и FIAT существует партнерское соглашение, в рамках которого 35% акций Chrysler должны перейти FIAT, а к 2016 году доля итальянского концерна в акционерном капитале Chrysler может составить 51%, но лишь в том случае, если автоконцерн полностью выплатит кредиты правительству США.
Защита Chrysler от кредиторов в рамках процедуры банкротства развязала FIAT руки для новых приобретений, чем Маркионне не замедлил воспользоваться, тут же сделав предложение о покупке Opel. Правда, на пути к заветной цели FIAT предстоит преодолеть еще немало препятствий.
Как бы то ни было, но, похоже, что активность FIAT во многом определила и решение о форсированном слиянии Porsche и Volkswagen. А желание GM получить пакет акций в укрупненном FIAT свидетельствует, что испытывающий хронические проблемы крупнейший американский производитель опасается остаться за бортом новых глобальных автопромышленных альянсов.
ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ / МНЕНИЕ
Homo economicus должен умереть
Уникальность кризиса в его исторической роли
Финансовый капитализм обречен. На смену ему придет другая общественная формация, построенная на альянсах, занятых интеллектуальной деятельностью, целью которых будет не прибыль, а создание общественно значимых благ
То, что произошло в Лондоне на апрельской встрече руководителей стран «двадцатки», иначе как историческим событием назвать невозможно. Тот факт, что лидеры двадцати стран, до этого имевшие несовпадающие позиции, в течение одного дня выработали согласованное решение, — уже само по себе явление совершенно неординарное. Но еще более важно то, что на этой встрече проявились признаки зарождения нового глобального общественного устройства, зачатки мирового правительства. Это пока еще слабо структурированный, имеющий неясные контуры глобальный институт. Это не ООН, не Европейская комиссия или НАТО и не «большая восьмерка». Это качественно другой институт. И он на базе договоренности между лидерами отдельных стран принял решения о том, каким принципам в связи с глобальным кризисом должна следовать мировая экономическая система и какие конкретные действия необходимо предпринять, чтобы преодолеть кризис.
В определенном смысле лондонскую встречу лидеров ведущих экономических стран можно рассматривать как аналог ялтинской и тегеранской встреч лидеров антигитлеровской коалиции. Правда, те встречи поделили мир на сферы влияния. А потом начались холодная война и противостояние двух систем. Эта же, наоборот, рассматривала мир как единое целое и вырабатывала решения для всего мира. Достаточно упомянуть решение о выделении средств для борьбы с последствиями кризиса или же список сомнительных офшоров.
Практически все эксперты признают текущий кризис особенным, уникальным, не имеющим аналогов в прошлом. В основном подчеркивается его глобальный характер. На самом деле уникальность настоящего кризиса состоит не столько в его глобальном размахе, сколько в исторической роли.
Целься в Луну и принюхивайся
Интервью «Эксперту»
Осуществить рывок в развитии бизнеса можно всегда и вне зависимости от внешних обстоятельств, считает Джон О? Кифф, консультант по прорывным технологиям менеджмента
Рассуждая о бизнес-прорыве, Джон О? Кифф сыплет образными сравнениями и примерами. Этот бородатый веселый человек вынашивал свою концепцию в течение почти трех десятков лет работы в большом бизнесе. Бывший спортсмен, он сделал карьеру в Procter & Gamble: начал с позиции менеджера по маркетингу невысокого ранга и дослужился до поста вице-президента. P&G известна своей креативностью в создании как продуктов, так и брендов, как будто бы по мановению волшебной палочки становящихся мировыми лидерами в своих категориях. Джон О? Кифф был одним из тех, кто активно способствовал их взлету, а выйдя в отставку и получив наконец свободное время, он систематизировал инструменты, которые развивал и применял на практике. Его книга «Business beyond the Box» (в русском переводе «Бизнес-прорыв»), вышедшая в 1999 году, до сих пор является мировым деловым бестселлером. Суть его концепции — отказ от мыслительных клише, которые неизбежно возникают
НАУКА И ТЕХНОЛОГИИ / МЕДИЦИНА
Мексиканская свинья предупреждает
Свинины бояться не нужно.
Каждый необычный вирус гриппа вызывает в мире панику. Нынешний пришелец из Мексики оказался не так опасен, как предполагали поначалу. Однако природа вируса гриппа такова, что человечество пока не застраховано от пандемий
Мир снова напуган всеобщей эпидемией. Первый раз в нынешнем веке угрозу представлял так называемый птичий грипп H5N1, регистрировавшийся в
До этого уточнения экономика в очередной раз содрогнулась: начали падать индексы, наметились почти катастрофические перспективы в свиноводчестве и туризме, заговорили о закрытии границ и миллиардных вливаниях в подготовку к пандемии. Некоторые СМИ живо принялись искать, кому это выгодно — террористам, фармацевтам, кролиководам, одним странам, борющимся с другими странами. Оценки ситуации давались полярные: одни уверяли, что мир снова содрогнется от смертоносного вируса, другие — что ерундовый грипп стал очередным мыльным пузырем. Теперь говорят: главное — чаще мыть руки. Свинины бояться не нужно.
Ученые — люди, которым хочется верить, — сейчас ситуацию не драматизируют, но предупреждают: недооценивать коварный вирус не стоит. Возможно, нынешний мутант не столь зловреден и уже пришел в стабильное состояние, в коем и будет циркулировать несколько лет, однако он может встретиться с любым другим вирусом гриппа — птичьим, свиным или человеческим, в результате чего все же может родиться и пандемичный вариант.
ПОЛИТИКА / Ближний Восток
Израиль сеет ветер
Новый израильский кабинет министров начал пересмотр региональной политики государства. Итогом этого процесса может быть крушение ближневосточных планов Барака Обамы.
После прихода к власти Беньямин Нетаньяху, отказался от политики умиротворения, проводимой предыдущей администрацией Эхуда Ольмерта. Собравший в правящую коалицию целый ряд ультраправых партий и ставший фактически проводником их интересов (прежде всего партии «Наш дом Израиль»), новый премьер фактически взял курс на конфронтацию с основными его региональными соперниками — Палестинской автономией, Сирией и Ираном. Более того, Израиль всерьез готовится к нанесению удара по иранским ядерным объектам, не видя иного способа предотвратить появление у Тегерана ядерного оружия.
Иранское направление израильской внешней политики вызывает наибольшую обеспокоенность в Вашингтоне, поскольку идет вразрез с новой американской внешней политикой в регионе Большого Ближнего Востока (см. «Эксперт» № 13 (652)).
ПОЛИТИКА / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Карательный орган
В России милиции доверяет лишь 27% населения
Майор Евсюков не исключение, а серийный продукт. Преступления, подобные расстрелу в московском супермаркете, будут повторяться до тех пор, пока мы не изменим сами принципы строительства правоохранительной системы
Дело майора Евсюкова — самый резонансный, но далеко не единственный случай, когда подобное преступление совершает человек в милицейских погонах.
В 2008 году, по данным фонда «Общественное мнение», милиции и правоохранительным органам в целом доверяли 27%, не доверяли 55% российских граждан. В США полиции доверяют 66% населения, в Германии — 75%, в Италии — 71%, в Испании — 59%, во Франции — 55%.
В Германии, США и Японии на одного полицейского приходится от 410 до 460 жителей страны, в Израиле, находящемся в состоянии постоянной войны с терроризмом, этот показатель составляет 1 к 240. Один российский милиционер приходится на 172 гражданина. Общая численность милиции — 821 тыс. человек. А всего у нас около 2 млн человек под погонами, ответственных за внутреннюю безопасность.
Милиции в России очень много, но милиции в России не хватает. По данным собеседника «Эксперта» из Главного управления кадров МВД, в некоторых подразделениях Москвы и Подмосковья недобор составляет до
Недобор объясняется просто. Обычный охранник в Москве и других крупных городах зарабатывает
КУЛЬТУРА / ИСКУССТВО
Адрон из Николы-Ленивца
В Люксембурге Николай Полисский запустил Большой деревянный коллайдер.
Европа узнала много нового об устройстве мира
Люксембург, в сущности, та же Швейцария, только меньше. Неудивительно, что и коллайдер у них меньших размеров. Правда, ко всему прочему он еще и деревянный. Его построил Николай Полисский вместе с одиннадцатью соавторами по просьбе музея Mudam. Музей спроектировал Йо Минг Пей, тот самый, который угнездил стеклянную пирамиду в Большом дворе Лувра. Так Люксембург на время стал выселками деревни Никола-Ленивец, где обычно работает Полисский, а ближайший родственник луврской пирамиды превратился в центр научных изысканий.
ПАНОРАМА СТРАХОВАНИЯ
Последний тучный год
Финансовый кризис показал, что страховая отрасль не может развиваться за счет демпинга и вмененного страхования. В 2009 году российским страховщикам придется расплачиваться за прошлые ошибки. В результате рынок станет меньше, но профессиональнее
Мировой кризис разделил развитие российского страхового рынка в 2008 году на два принципиально разных этапа. Общие показатели страхового рынка (555 млрд рублей страховой премии, прирост по сравнению с 2007 годом на 14,2%, снижение темпов роста на 5,3 процентных пункта) скорее сбивают с толку, чем дают объективную картину происходящего. Статистика по первому и второму полугодиям 2008 года в отдельности позволяет увидеть больше.
В первой половине 2008 года страховая отрасль испытала настоящий бум автокаско. Возможность легкого и дешевого кредитования для покупки автомобиля, при котором страховка являлась обязательным условием получения кредита, сделала свое дело: за первое полугодие 2008 года, по данным исследования «Эксперт РА», объем сборов по автокаско вырос на 35,1%, а объем всего страхового рынка увеличился на 17,6% по сравнению с первым полугодием 2007 года. С началом кризиса рынок вошел в фазу стагнации. Это наглядно демонстрирует статистика отдельно по второму полугодию 2008 года по сравнению со вторым полугодием 2007 года: темп прироста премий по автокаско составил 15,3%, а темп прироста всего рынка — 10,6%. Кроме автокаско наиболее существенно во втором полугодии 2008 года упали темпы прироста взносов в страховании грузов (с 1,0 до -32,7%), добровольном медицинском страховании (с 23,4 до 2,6%), страховании выезжающих за рубеж (с 42,1 до 17,8%), в страховании имущества физических лиц (с 38,6 до 15,8%).
ПАНОРАМА СТРАХОВАНИЯ
Идти прямой дорогой
Экономия на расходах за счет минимизации транзакционных издержек даст реальное преимущество компаниям прямого страхования лишь через несколько лет. Однако в условиях кризиса до этого момента доживут немногие
Прямое страхование как особый канал продаж появилось на российском страховом рынке вместе с развитием страховой розницы. Но только в 2008 году оно стало позиционироваться как некая новая концепция страхования, альтернатива традиционному агентскому каналу продаж.
Что представляет собой прямое страхование? По своей сути это технология заключения договоров страхования в основном с физическими лицами без посредников с помощью интернет-технологий и/или колл-центра. При этом дистанционная продажа полисов востребована там, где страхователь занимает активную позицию и сам обращается в страховую компанию, а страховой продукт отличается относительной простотой, то есть в автостраховании, страховании выезжающих за рубеж, страховании от несчастных случаев, частично имущественном страховании. На Западе на долю прямого канала продаж приходится значительная часть страховых премий, полученных по розничным видам страхования. Так, по данным Ассоциации британских страховщиков, в 2005 году 43% взносов по автострахованию было получено через прямой канал продаж. При этом доля прямых продаж за последние годы только увеличивается.
На отечественном страховом рынке в период развития страховой розницы российские страховщики в основном делали ставку на страховых посредников — автосалоны, банки, страховых агентов — физических лиц. При этом наибольшими темпами развивалось вмененное страхование, в том числе страхование автомобилей, купленных в кредит. Клиенты страховых компаний только знакомились с такими страховыми услугами, как страхование автокаско, страхование от несчастных случаев и так далее. В этих условиях прямое страхование не имело достаточной базы для своего продвижения.
2008 год ознаменовал собой новый этап в развитии розничного страхования в России. Клиенты страховых компаний разобрались с сутью предлагаемых им услуг и все чаще стали занимать активную позицию при выборе страховщика. В этих условиях впервые стало возможно продвигать прямое страхование как концепцию, создавать специализированные компании по прямому страхованию.
pr-files-ru