Российское образование является приоритетным национальным проектом, имеющим отношение ко всем сферам жизни государства и общества. С одной стороны, образование должно сохранить свой признанный во всем мире «фундаментальный» потенциал, с другой — отвечать современным потребностям развития экономики. Свое видение перспектив образования высказывают руководители и эксперты не только федеральной, но и региональной систем образования. В Томской области сектор инновационной экономики развивается быстрее, чем традиционные производства. Этому способствует региональная инновационная модель развития, которая соединила в одну цепочку вузовскую и академическую науку, промышленные предприятия, инновационную инфраструктуру. Вокруг томских университетов формируется инновационная среда, обеспечивающая постоянную генерацию идей новых технологий и продуктов.
«Российское образование — 2020»
Образование как система формирования интеллектуального капитала нации создает базовые условия для быстрого роста рынков на основе обновления технологий и продуктов. О том, как создать новую систему образовательных институтов, ориентированную на потребности постиндустриальной экономики и общества XXI века, говорится в докладе «Российское образование — 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях», подготовленном экспертами Минобрнауки, ГУ ВШЭ, бизнес-школы «Сколково».
«Консервация или развитие?»
Бюджетный характер таких сфер занятости населения, как образование, здравоохранение, культура, создает иллюзию их благополучия. Однако сегодня мы стоим перед стратегической развилкой: или законсервировать ситуацию в российском образовании, или обеспечить поддержку точек развития, сохраняя в целом достигнутый уровень финансирования. Об этом — статья ректора Государственного университета — Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова.
«Томская область: центры инновационного притяжения»
За последние годы в России сделаны реальные шаги по развитию инновационной экономики. И все же, считает первый заместитель губернатора Томской области Оксана Козловская, «диагноз на Инновационность» не столь оптимистичен. В сентябре 2009 года в Томске пройдет XII инновационный форум. Задача форума — на примере томского опыта показать, как в непростых условиях можно не только выживать, но и развиваться.
«Главный ресурс региона»
Бюджет Томской области все в меньшей степени зависит от нефтяной доли — если раньше она составляла 70%, то сегодня около 30%. Разработана среднесрочная и долгосрочная программы развития территории, предусматривающая максимальное использование научно-образовательного потенциала как главного ресурса региона. О ходе ее реализации рассказывает заместитель губернатора по научно-технической и инновационной политике и образованию Владислав Зинченко.
«Альма-матер сибирской экономики»
Томский политехнический университет (ТПУ) известен как один из ведущих технологических вузов страны. Он всегда стремился соответствовать времени, быть востребованным реальной экономикой. За развитие науки и высшего технического образования университет в 1997 году был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России. ТПУ представляет его ректор Петр Чубик.
«ТГАСУ — знак качества сибирской стройки»
В Томске сконцентрированы уникальные научные и педагогические кадры. Весома и доля Томского государственного архитектурно-строительного университета (ТГАСУ). В вузе работают 100 докторов наук и профессоров, 300 кандидатов наук и доцентов. Строительство и архитектура, экономика и экология, механика и лесной комплекс — в этих областях, как в научном, так и в образовательном плане, университет имеет устоявшийся авторитет.
«Инновационный сценарий развития медицины и биотехнологий»
В социальной сфере развитых стран растет ценность качества жизни и здоровья человека, в связи с чем повышается роль профилактической медицины. Становится актуальной подготовка специалистов, ориентированных на область высокотехнологичной медицины. Сибирский государственный медицинский университет обладает стратегическими ресурсами для движения в этих направлениях. Рассказывают ректор СибМГУ Вячеслав Новицкий и проректор СибМГУ Наталья Рязанцева
«РИМА: 15 лет инвестиций в профессиональный рост российских маркетологов»
В условиях усложнения бизнес-среды успех компании во многом зависит от разработки и реализации эффективной маркетинговой политики. «Маркетинговое образование в России» (РИМА) — российско-голландская программа с сетью действующих учебных центров в 20 регионах страны. О ее преимуществах идет речь в интервью с деканом российско-голландского факультета маркетинга Государственного университета управления (ГУУ) Людмилой Деревягиной.
«Перспективы Болонского процесса»
Одной из главных задач российской системы образования является подготовка высококвалифицированных кадров для различных отраслей экономики. Но на рынке труда многие выпускники отечественных вузов оказываются невостребованными. Способен ли Болонский процесс существенно улучшить систему образования? Мнение зам. декана факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов К. В. Радкевича.
«Медиаменеджмент: современные программы обучения»
Финансовый кризис «подравнял» СМИ и обычные коммерческие структуры, вынудил руководителей медиапредприятий вплотную заниматься менеджментом, заботиться о стратегии, рынке, бизнес-плане, доходах и прибыли. Для этого нужны специальные знания. Существующие программы обучения медиаменеджменту представляет проректор Университета МБА, кандидат психологических наук Марианна Андреева.
«Карьера в кооперации»
Современная потребительская кооперация — важный сектор экономики страны. Совокупный объем деятельности ее предприятий, обеспечивающих работой около 300 тыс. человек, превышает 170 млрд руб. В образовательной структуре кооперации обучается свыше 100 тыс. человек. Но, как и вся система образования, она находится на переломном этапе. Интервью с начальником Управления образования и инноваций Центросоюза РФ Сергеем Гилем.
«Загадки русского счета»
Что же такое аршин? Откуда он? Чему служил? Почему у Федора Тютчева «умом Россию не понять, аршином общим не измерить»? Какого роста был родившийся — «сына Бог им дал в аршин», — царевич Гвидон из пушкинской «Сказки о царе Салтане»? Как торговому делу на Руси служили бочки и кадки, аршины и вершки? На эти и множество других вопросов отвечает вышедшая в издательском доме «Экономическая газета» книга «Русская мера», подробно описывающая историю русского счета.
pr-files.ru