Сергей Степашин. Оглядываясь назад, нужно идти вперед.
В России взят курс на капитализацию имеющихся глобальных конкурентных преимуществ страны энергетического потенциала и трансконтинентального транзита. Страна развивает инвестиционные программы в этих областях с привлечением крупнейших стратегических инвесторов, используя при этом механизмы для накопления рентных доходов, которые будут использованы для модернизации экономики. Установленная законом верхняя планка Стабилизационного фонда в 2,6 трлн рублей будет превышена к 2007 году почти на два года раньше, чем планировалось первоначально. Уже сейчас имеется критически значимая сумма для осуществления целенаправленной инвестиционной политики. Теперь необходим следующий шаг использование доходов от природной ренты для наполнения инвестиционных фондов, в том числе венчурного типа, которые могли бы заниматься проектами развития России совместно с союзниками и ближайшими партнерами. Сегодня финансовые возможности России достигли своего пика за последние четверть века. Сейчас важно, чтобы объекты ее инвестирования соответствовали приоритетам стратегии национальной конкурентоспособности и имели конкретное проектное воплощение.
Александр Турчинов. Проблемы формирования системы управления государственной гражданской службой.
Реформа государственной службы имеет вялотекущий характер уже на протяжении более чем десяти лет. Следствием этого являются те нерадостные результаты, которые уже известны и практикам, и специалистам. Одним из нерадостных результатов такой вялости реформы являются многочисленные вопросы, все чаще звучащие в обществе. Например, почему необоснованно затягиваются сроки реализации пунктов Программы реформирования? Почему имеет место некачественная разработка документов теми, кто оказался «лучшим» в конкурсе за право осваивать немалые бюджетные средства? Почему отсутствует координация при разработке однотипных документов в различных видах государственной службы? Почему темпы реформирования нельзя признать удовлетворительными? И один самых неприятных: почему не выполнен Указ Президента РФ и кто за это несет ответственность?
Виктор Козбаненко. Государственная политика и нормативное правовое регулирование Минздравсоцразвития России в сфере государственной гражданской службы.
Минздравсоцразвития России проводило ряд мероприятий по повышению открытости государственной гражданской службы. Но здесь наблюдается извечная проблема взаимоотношений прессы и чиновников. Пресса, нередко критикуя государственные органы за неготовность сотрудничать в освещении тех или иных проблем, не всегда положительно реагирует на инициативу тех же государственных органов. По результатам подписания Президентом Российской Федерации указа о Реестре должностей федеральной гражданской службы в министерстве состоялся брифинг для прессы. Вынесенные на него вопросы были обстоятельно раскрыты приглашенными участниками, были даны подробные ответы на все вопросы журналистов. Каково же было наше удивление, когда в ряде средств массовой информации мы прочли, мягко говоря, искаженную информацию о проведенном брифинге. В целях повышения открытости министерство, как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативное правовое регулирование государственной гражданской службы, готовит материалы о введении в центральных изданиях, таких, как например, «Российская газета», постоянной рубрики, посвященной актуальным проблемам развития государственной гражданской службы.
Наталия Астахова. Идеология государственной службы.
«Кризис легитимности» государственной службы, принципиальная неспособность реагировать на вызовы современности делают проблему эффективности организационной культуры государственной службы весьма актуальной.
Именно государственные служащие являются проводниками идей государственности на практике, и именно от организационной культуры госслужбы во многом зависит не только ее эффективность, но и то, как будут восприняты в общественном мнении законы и предписания органов государственной власти. Речь по сути дела идет о ключевом показателе уровня эффективности и прочности государственной власти, степени ее соответствия ожиданиям членов общества.
Ольга Астафьева. Культурная политика современной России: процесс поиска.
Очевидно, что поиски новых моделей общественного развития могут вестись только через культуру. Они маркируются на основе ценностей, символов, культурных стремлений, характеризующих самобытность каждого народа. Поэтому и успех реформирования России во многом зависит от социокультурных факторов, а построение правового государства, освоение сложно устроенной рыночной экономики предполагают «ставку» на культуру и постоянное повышение уровня индивидуального развития. Причем, на культуру, которая отвечает идеалам демократического устройства и направлена на реализацию ценностей гражданского общества.
Георгий Кархин. Смена караулов.
Отечественные ученые-экономисты, похоже, исчерпали возможности нормативной лексики в уничижительных оценках «либерального курса» первых лиц государственных ведомств. Но, увы, авторы справедливых упреков обходят стороной мировоззренческие основы хозяйственной политики высоких администраторов. Замалчивается главное: за годы реформ в угоду радикальному рыночному либерализму (по жизни криминальному стяжательству) обращены в руины вековые русские интеллектуальные традиции (самозабвенное подвижничество ради добра). Дело не в том, что с либеральных идейно-методологических позиций реформаторы отвергли все крупные работы по стратегии социально-экономических преобразований «уважаемых коллег» из Российской академии наук. По большему счету политика либерализма стремится не допустить вхождения России в эпоху интеллектуализма, что осложнит внутреннее положение страны в ближайшие годы и поставит под сомнение перспективы ее будущего существования в мировом сообществе.
Галина Петропавлова. «Качество жизни» как оценка эффективности государственного регулирования.
Россия сегодня демонстрирует высокую по мировым критериям динамику показателей социально-экономического развития, которая проявляется в повышении суверенного кредитного рейтинга страны до инвестиционного уровня. Однако, как известно, за последние годы более половины прироста ВВП получено за счет благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. Низкая доля человеческого фактора в значительной степени связана с высокой разбалансированностью социально-экономического развития отдельных регионов, а также с углублением социального кризиса, в частности сокращением длительности жизни, уменьшением доли трудоспособных граждан и общей численности населения.
Ольга Урбан. Информационно-аналитическое обеспечение практики управления в рамках региональных целевых программ.
Сегодня общность интересов власти, бизнеса и общественности имеет скорее потенциальный, а не реальный характер. Государство оказывает основное влияние на характер и объем предпринимательской деятельности: формулирует цели и определяет задачи, выбирает инструменты социально-экономической политики. Однако властными структурами часто декларируются, но не всегда решаются задачи, связанные с поддержкой и развитием МП. Более того, сама власть зачастую создает различные административные барьеры, которые негативно отражаются на развитии малого бизнеса.
Наталья Беленко. Российская федеративная государственность: этапы становления и развития.
Практика государственного строительства показывает, что именно на почве федерализма складываются предпосылки для возникновения органического синтеза власти с самоуправлением, вызванным ростом политического участия, усилением самодеятельности населения в системе общественных и государственных структур. Другие составляющие демократизации и федерализации также свидетельствуют о потребности сложноорганизованного социума в общественной, муниципальной и государственной деятельности.
Ольга Рыбакова. Государственное администрирование налогообложения в Италии.
Регулирование налогообложения и его унификация связаны с потребностью в ускорении экономического развития страны и созданием более выгодных условий ведения бизнеса. В развитых странах, при наличии существенных различий и особенностей, налоговый механизм имеет много общего: бюджетный федерализм; многоуровневый характер налогообложения; государственная система нормативного регулирования; тенденция к уменьшению количества налогов; единообразие прямых и косвенных налогов; стремление к оптимизации налоговой нагрузки на коммерческую деятельность и пропорциональности в налогообложении личных доходов.
Также в номере:
●Елена Сайко. Глобализация как феномен переходных эпох.
●Александр Сериков. Культура как синергетический ресурс социально-экономического развития.
●Абульфаз Гусейнов. К вопросу о генезисе права.
●Юрий Дубровин. Детская беспризорность и безнадзорность и пути их ликвидации.
●Галина Скачко. Некоторые вопросы организации налогового учета в системе социального страхования.
●Егор Щекотихин. Власть в борьбе за человека во время оккупации Орловской области.
●Игорь Тарасов. Новый геополитический пояс вокруг России.
●Юрий Колесников. Федеральная служба страхового надзора России как специализированный орган государственного управления.
●Максим Придачук. Особенности исполнения расходной части федерального бюджета
●Анатолий Жуков, Людмила Берестова. Европейская практика оплаты труда в органах государственного управления