PR-рынок России PR-рынок России
PR-рынок России

АНОНСЫ ИЗДАНИЙ

Эксперт

РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ
Вернемся к России

Никто не давал нам мандата на разрушение собственной страны. Поэтому мы должны направить все усилия на то, чтобы вновь стать одним из лидеров мира. Этот год, возможно, будет ключевым с точки зрения проработки идей развития страны. Меньше чем через два года будут выборы в Госдуму, а затем и выборы президента. Мы вступим, по-видимому, в восьмилетний срок следующего президентства.. Если к этому времени у российской элиты не будет согласованного понимания того, какие цели ставить перед страной, какими средствами их достигать, каков образ будущего, как снова стать одним из лидеров мира, риск пропустить следующие десять лет станет слишком велик. И тогда мы можем не подняться уже никогда.
Валерий Фадеев

РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ
Апология чиновного капитализма

Крупный актив, выставляемый на продажу государством, «Юганскнефтегаз», достаётся государственной компании. Крупный актив, выставляемый на продажу вроде бы не государством, «Сибнефть», тоже достаётся государственной компании.. Крупный актив, совсем не выставляемый на продажу, АвтоВАЗ, всё равно оказывается в руках у государственной компании. Тенденция, однако. Тот — к сожалению, уже привычный — факт, что власти ни полсловом этой тенденции не разъясняют, не означает, что объяснений у неё нет. Популярная версия, согласно которой в происходящем никакого смысла, помимо воровства, нет и искать его незачем, представляется нам плоской и крайне непродуктивной. Ну да, воруют непременно; но не только же воруют — делают ведь и ещё что-то, да и воруют не все. Мы предпочитаем, если уж смысл начавшейся масштабной кампании не заявлен, попытаться его понять собственными силами. Результат этой попытки читайте в свежем номере журнала.
Александр Волков, Александр Привалов

ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
Мы гарантируем, что вы вернетесь живыми

2006 год обещает стать самым благополучным годом для российской экономики. Последние из имеющихся статистических данных убедительно свидетельствуют, что стагнация, начавшаяся в 2004 году, преодолена. Экономика начала вновь бурно развиваться. Советуем всем воспользоваться этим.
Татьяна Гурова, Александр Ивантер

ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ / БАНКИ
Мы — там, они — здесь

Банковский рынок бурлит. 2004 год запомнился кризисом ликвидности и созданием частной банковской империи «Уралсиб». 2005 год, вполне в духе времени, прошел под знаком экспансии государственного Внешторгбанка, который завершил поглощение росзагранбанков и превратился в транснациональную финансовую группу.
Александр Ивантер

ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ / МАШИНОСТРОЕНИЕ И ТРАНСПОРТ
Спурт военного капитала

Наш бизнес наконец получил от государства то, чего ждал последние годы, — внятную промышленную политику. Прекратив все дискуссии о поисках баланса между частным и государственным секторами в ключевых отраслях экономики, власть не колеблясь выбрала последний вариант, сделав ставку на строительство крупных государственных корпораций, прежде всего «Газпрома» и «Роснефти». Но если в нефтегазовой промышленности создание гигантов уже близится к завершению, то в машиностроении этот процесс сейчас в самом разгаре. Его инициатором смело можно назвать гендиректора «Рособоронэкспорта» Сергея Чемезова, лично разработавшего стратегию превращения своей компании из отдела продаж российского ВПК в крупнейший финансово-промышленный конгломерат страны. За последние пять лет «Рособоронэкспорт» заработал для собственных нужд не менее 2 млрд долларов. Но привлекательных объектов для инвестиций такого масштаба ни в оборонке, ни в машиностроении практически не осталось. Все мало-мальски успешные предприятия уже давно обрели своих хозяев, поэтому Чемезов был поставлен перед выбором — либо начинать передел собственности, либо за счет крупномасштабных финансовых вливаний поднимать убыточные предприятия, перепрофилируя их в соответствии со своей стратегией. Реализуя свои промышленные амбиции, шеф «Рособоронэкспорта» чаще всего использовал первый вариант.
Алексей Хазбиев

ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ / НАУКА
За бортом Ноева ковчега

Пока наше государство накрывает постсоветские инновационные структуры институциональными колпаками, частные корпорации строят свои инновационные подсистемы открытыми для мировой технологической конкуренции.
Ирик Имамутдинов, Дан Медовников

РУССКИЙ БИЗНЕС / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
Эффект бумеранга

Мы вспоминаем события прошедшего года с двойственным чувством. С одной стороны, за последние кварталы были зафиксированы высокие темпы роста экономики страны. Еще более радужным казалось обилие начатых и завершенных инвестиционных промышленных проектов. С другой — мощное вторжение государства в ряд ключевых отраслей экономики России, ранее считавшихся вотчиной частного капитала, не может не озадачивать. Ведь за этим последовали бум продаж российских бизнесов западным компаниям и мощная волна инвестпроектов, нацеленных на импортзамещение и начатых иностранным капиталом. Мы назовем экономику, постепенно складывающуюся под воздействием этих процессов, экономикой несуверенного импортзамещения. Ее параметры — главенство государства в сырьевых отраслях и преобладание западного капитала в отраслях, нацеленных на удовлетворение конечного потребительского спроса. Импортзамещение — это хорошо. Но вот то, что оно носит внешний, несуверенный характер, заставляет задуматься: не будет ли слишком много «хорошо» — уже «плохо»?
Дмитрий Сиваков, Иван Рубанов

РУССКИЙ БИЗНЕС
Ловите кайф гигабайтами

Людей из компаний, которые счастливых своим делом становится все больше. При этом менеджеры вводят новый параметр успешности компании — гармонию. Их уже столько, что имеет смысл говорить о тенденции в практике менеджмента. Так, в конце прошлого года конференции победителей проекта «Петербургский менеджмент: модели роста — 2005» одна из авторов этой заметки, наблюдая представителей самых продвинутых питерских компаний и сравнивая их со знакомыми примерами в Москве, других городах и селах, пришла к выводу, что все счастливые компании счастливы потому, что они «управляют не качеством, а кайфом». По бурной реакции питерцев, с энтузиазмом начавших делиться опытом в этом вопросе, стало ясно: определение попало в точку. «Кайф» — слово пока из разряда несерьезных. Хотя это не исключает возможности постепенного превращения метафоры в профессиональный термин. Впрочем, при желании можно уже сейчас подобрать несерьезному термину эквивалент среди строгих научных понятий. Что интересно, компании «кайфуют» от противоположных, казалось бы, вещей: одни внедрили стратегическое планирование — другие категорически от него отказались. Разумное объяснение такого разнообразия рецептов счастья может быть одно. Каждая компания как живой организм имеет уникальный информационный код (некоторые специалисты называют его «генетическим кодом»). И система управления в фирме должна соответствовать этому коду, то есть быть гармоничной ему. Таким образом, вместо «кайфа» можно сказать «гармония». А чтобы понять, откуда берется гармония, что значит «соответствие нформационному коду», необходимо обратиться к вопросу, что такое на самом деле информация в бизнесе.
Дарья Денисова, Вера Краснова, Анастасия Матвеева

РУССКИЙ БИЗНЕС / СТРАТЕГИИ
Соблазны на пути воина

Средние российские компании только и мечтают о том, чтобы быстренько нарастить капитализацию и продаться ностранцам как можно дороже. Нам ужасно не хотелось этому верить. Однако предыдущий год оказался урожайным на поглощения крупными иностранными корпорациями едва оперившихся российских несырьевых компаний. Безусловный лидер по сливу активов иностранцам — это пивная отрасль. Надо сказать, что к 2005 году российских владельцев пивных предприятий можно было пересчитать по пальцам, и поэтому в течение того года процесс поглощения отрасли просто завершился (непроданной осталась лишь компания «Очаково»). Также, собственным производством и инфраструктурой на российском рынке в прошлом году активно обзаводились крупнейшие западные агропромышленные холдинги. В результате сегодня существенная доля экспортной агропромышленной инфраструктуры в стране принадлежит иностранцам. нвестиционный фонд Fleming Family & Partners выкупил у банка «Уралсиб» 99,45% акций нашего ведущего производителя мороженого — компании «Айс-Фили». Безусловно, громкими событиями прошлого года стали продажи фармацевтической компании «Нижфарм» немецкой компании Stada Arzneimittel AG, а лидера отечественной соковой индустрии компании «Мултон» — корпорации Coca-Cola. А вот лидер отечественной пищевой индустрии — компания «Вимм-Билль-Данн» так и не смогла продаться французской компании Danon. А ведь как стремилась! Как относиться к наметившейся тенденции перехода российских активов к иностранцам? Есть разные мнения. Одни говорят: «Иностранцы — это же хорошо! Сразу порядочек на предприятии, прозрачная бухгалтерия и мировые стандарты». Другие говорят: «Все, кто сливает свои компании — не патриоты! Надо было тогда в сорок пятом году сдаваться!» Очень распространено и такое мнение: вот нефть, энергетика, ресурсы — вот их надо контролировать, а вся эта потребительская мишура — совсем неважно, кто будет ею владеть.

(16.01.2006)

ЖУРНАЛ

ИНТЕРВЬЮ

Глава SPN Communications о кризисе в PR и молодых специалистах

Что происходит с PR-отраслью в сложной экономической ситуации, как меняется индустрия и кто выигрывает в период сокращения коммуникационных бюджетов?

На вопросы PR-files отвечает Михаил Умаров, генеральный директор агентства Comunica.

Руководитель направления «PR и Продвижение» Фонда «Форум инноваций» в интервью PR-files об опыте и особенностях коммуникационной кампании Московского международного форума «Открытые инновации»

ПУБЛИКАЦИИ

Почти половина пиарщиков уверены, что их основная задача — обеспечение продаж. А главной трудностью в своей работе они назвали подготовку текстов

Как выглядят и какими должны быть профессиональные объединения PR-специалистов в России

Ассоциация Коммуникационных Агентств России провела новое исследование заработных плат в рекламной индустрии