Москомархитектуры нашел на себя управу
Столичные власти обещают сократить сроки подготовки разрешительной архитектурной документации, которая необходима для строительства объектов, предусмотренных генеральным планом развития Москвы. С 1 января 2006 года с этой целью при Москомархитектуры будет создано новое управление, которое должно скоординировать и ускорить работу специалистов этого ведомства.
Правда, опрошенные «Бизнесом» эксперты опасаются, что предложение чиновников, напротив, лишь усложнит для предпринимателей процесс оформления архитектурной документации: «если в результате всех трансформаций увеличится число сотрудников Москомархитектуры, у которых необходимо будет завизировать тот или иной документ, то компаниям придется тратить еще больше времени и сил при общении с чиновниками».
Спортклубам отыграют НДС
Депутаты Госдумы намерены преподнести настоящий подарок российским спортивным клубам. Налоговый подкомитет Госдумы рекомендовал вчера к принятию поправки в Налоговый кодекс, в соответствие с которыми с 1 января 2007 года спортивные организации должны быть освобождены от уплаты НДС при покупке и продаже игроков. Ежегодно с трансферных сделок взимается НДС на сумму около 125 млн руб., которые теперь останутся в клубах. Кроме того, предложено освободить от налога на прибыль доходы детских спортивных школ.
По мнению экспертов, в случае принятия этих поправок в выигрыше в первую очередь окажутся российские хоккейные и футбольные клубы.
Оценка вышла боком
Предприниматели недовольны предложенными правительством поправками в закон «Об оценочной деятельности», предусматривающими отмену с 1 января 2006 года лицензирования оценочной деятельности и которые Госдума планирует рассмотреть во втором чтении в декабре. По мнению экспертов организации среднего бизнеса «Деловая Россия», вносимые в закон изменения позволят чиновникам произвольно менять правила игры на рынке оценочной деятельности и, как следствие, увеличат уровень коррумпированности госаппарата. Кроме того, по мнению экспертов, эти поправки могут негативно отразиться на инвестиционном климате в стране: оценочная деятельность имеет непосредственное отношение к инвестиционным проектам, ведь предприниматели, которые, к примеру, решили расширить свой бизнес, должны предварительно оценить свое предприятие.
Налоговики снизили напряжение
Вчера было прекращено производство по иску «Ленэнерго» к налоговым органам. Энергетики оспаривали в суде доначисление налогов за 2004 год, но в понедельник управление Федеральной налоговой службы (УФНС) по Санкт-Петербургу отменило решение налоговой инспекции, выдвинувшей претензии. Большая часть доначислений налогов была связана с абонентской платой, которую все региональные АО-энерго направляют РАО ЕЭС. Размер абонентской платы устанавливает государство, а сами средства после уплаты всех налогов идут на финансирование одобренной правительством трехлетней инвестиционной программы энергохолдинга. Но налоговики считают эти платежи «безвозмездной финансовой помощью» «дочек» головной компании и оспаривают отнесение абонентской платы «дочками» на себестоимость. Отмену решения налоговиков комментируют в «Ленэнерго» весьма сдержанно- решением «вопроса» в рабочем порядке. За этим может последовать и снижение аналогичных претензий к другой «дочке» РАО ЕЭС- «Мосэнерго».
Интеллект для небогатых
Дочернее предприятие АФК «Система» концерн «Научный центр» (КНЦ) объявил о ребрэндинге — в течение 2006 года все структуры КНЦ (Strom Telecom, «КвазарМикро», «Видеофон МВ», ОАО «НИИМЭ и Микрон») получат слово Sitronics в качестве «прибавки» к своим названиям. Специалисты считают, что техника от Sitronics останется в нише товаров для небогатых россиян, которые не могут позволить себе продукцию более дорогих иностранных брэндов.
Трудности перевода
В скором времени работающие в Подмосковье застройщики могут понести огромные убытки.
Как стало известно «Бизнесу», на днях вступил в силу приказ Роснедвижимости, который ужесточает контроль за переводом земель из категории сельхозназначения в категорию поселений. Теперь такое перепрофилирование земли решено осуществлять только после проведения экспертизы в Роснедвижимости. Участники рынка опасаются, что срок перевода земли из одной категории в другую может увеличиться на полгода, из-за чего многие проекты будут заморожены. Передача надзорных функций Роснедвижимости не только нарушит планы застройщиков, но и приведет к увеличению их затрат: появление дополнительной структуры, стоящей на пути перевода земель, толкнет землевладельцев на дополнительные затраты, а следовательно, поднимется цена и для девелоперов. Также пострадают компании, чей бизнес построен исключительно на переводе земель. Эксперты не видят объективных причин для принятия такого приказа и считают, что после его выпуска масштабы коррупции не уменьшатся.
Сингапурские миллионы для бизнеса
Недавний уход с рынка прямых инвестиций компаний Carlyle и Texas Pacific не охладил интереса иностранных инвесторов к России. Вчера компания «Тройка Диалог» совместно с сингапурским государственным инвестагентством Temasek Holdings Pte объявили о создании фонда прямых инвестиций Russia New Growth Fund, в который уже привлечено $150 млн и столько же планируется привлечь в следующем году.
Фонд займется вложениями в торговлю, логистику и телекоммуникационные компании, к которым Temasek Holdings уже проявило интерес. В конце прошлого года оно купило ADR на 2,6% акций «Мобильных телесистем» (МТС). По данным Российской ассоциации прямого и венчурного инвестирования, сейчас в России насчитывается около 60 подобных фондов. Эксперты оценивают общую сумму под их управлением в $2 млрд.
Дорогие магазины «Пятерочка»
Акционеры «Пятерочки» нашли еще один способ потратить полученные во время майского IPO $598 млн. Вслед за запуском сети гипермаркетов «Карусель» компания готовит новый проект — сеть под условным названием «Франк». Предполагается, что по ассортименту и ценам формат новой сети будет напоминать классический супермаркет. Площадь магазинов новой сети должна составить 2,5-3,5 тыс. кв. м, ассортимент — 10-15 тыс. наименований, а по уровню цен сеть будет позиционироваться близко к «Перекрестку». Новая сеть станет уже третьим розничным проектом акционеров «Пятерочки». В декабре 2004 года была запущена сеть гипермаркетов «Карусель». Однако новая сеть станет первым розничным проектом акционеров «Пятерочки», который позиционируется не в формате дискаунтер. Более того, «Пятерочка» станет первой российской торговой компанией, которая, начав с дискаунтеров, добавит к ним сеть супермаркетов. Обычно бывает наоборот.
Urals Energy заняла на месторождения
Кипрская Urals Energy привлекла пятилетний кредит у BNP Paribas в размере $100 млн на расширение своих нефтяных активов в России. Основной части из них — $70 млн — уже найдено применение: они вложены в приобретение нефтедобывающей компании «Динью». Приобретение «Динью» позволило компании увеличить добычу нефти на 50%, до 8,7 тыс. баррелей в сутки. Urals Energy, акционерами которой являются пять иностранцев и три россиянина, в том числе бывший зять Бориса Ельцина Леонид Дьяченко, ранее продавшая почти все свои активы ЛУКОЙЛу, уже второй год продолжает наращивать свое присутствие в стране. Кипрской компании принадлежит 97,2% акций в сахалинском ЗАО «Петросах», а также несколько активов в республике Коми и Удмуртии. На оставшиеся кредитные средства Urals Energy, возможно, купит еще один добывающий актив, например в Тимано-Печерской провинции, откуда есть возможность экспортировать сырье без зависимости от государственной трубы.
Кириенко мирит атом
Назначение Сергея Кириенко на должность главы Росатома (Федеральное агентство по атомной энергии) рассматривается специалистами отрасли положительно. С одной стороны, оно означает попытку оздоровить обстановку внутри Росатома, с другой- стремление помирить Росатом с РАО ЕЭС: приход в Росатом человека, близкого к Анатолию Чубайсу, облегчит решение многих трудных вопросов в отношениях РАО ЕЭС и «Росэнергоатома». Одним из наиболее острых моментов в отношениях двух монополий была проблема долгов «дочек» РАО ЕЭС «Росэнергоатому» за поставки на Федеральный оптовый рынок электроэнергии (мощности) (ФОРЭМ). Теперь позиция атомного концерна по выкупу дебиторской задолженности может смягчиться. В любом случае одной из задач Кириенко будет скорейшее акционирование ФГУП «Росэнергоатом», без которого концерн не может привлекать крупные кредиты.
Переулки роста
Недвижимость на Тверской улице не только перестала расти в цене, но продемонстрировала падение арендных ставок. Торговые площади потеряли 2,9%, ставка по ним составила $3,4 тыс. за квадратный метр в год. Тверская, как торговый коридор, будет расширяться за счет реконструкции первых нежилых этажей второй линии в сторону Столешникова и Камергерского переулков. В результате, по прогнозам экспертов, уровень арендных ставок на Тверской будет повышаться лишь на 2-5% в год. Торговый коридор будет расширяться- за счет ТверскойЯмской и прилегающих к главной торговой улице страны переулков. Именно там и вырастут ставки.
Nissan плюс два
Nissan вновь вернулся к идее строительства собственного завода в России, при этом рассматривается как вариант собственного завода, так и освоение мощностей на заводе «Автофрамос».
Он принадлежит группе Renault, которая владеет 44-процентной долей в капитале японского автопроизводителя. Окончательная ясность по поводу строительства завода Nissan может наступить после визита в Японию российского президента Владимира Путина, который намечен на 21 ноября, уверяют в Минпромэнерго. Более того, как уверяют в Минпромэнерго, переговоры о строительстве завода в России ведут еще два японских производителя- похоже, речь идет о Honda и Suzuki.
Аналитики связывают это с приходом на российский рынок Toyota, которая, судя по всему, привела за собой поставщиков автокомпонентов.
«Евросервис» вернулся
Импортеры мяса переносят производство в Россию. С начала 2006 года группа «Евросервис» приступает к строительству девяти предприятий по производству и переработке мяса в Пензенской и Калининградской областях, Башкирии и Краснодарском крае.
Только комплекс из четырех предприятий в Пензенской области обойдется компании в 227 млн евро. Всего планируется построить четыре птицефабрики общей мощностью 24 тыс. тонн мяса индейки в год и 120 тыс. тонн мяса бройлеров в год, два свинокомплекса мощностью 16 тыс.
тонн в год и два мясных завода общей мощностью 66 тыс.
тонн продукции в год. Эксперты объясняют действия компании жесткими ограничениями импорта мяса. При этом мясопереработчики сомневаются в оправданности действий «Евросервиса».
Финны устремились на восток
Финские инвесторы крайне комфортно чувствуют себя в России. Об этом свидетельствуют опубликованные на днях данные исследования, которое проводила маркетинговая компания Taloustutkimus Oy по заказу Финско-российской торговой палаты. Как оказалось, абсолютное большинство предпринимателей из Финляндии не сомневаются в перспективах своего бизнеса в России, в то же время многие из них жалуются на российскую таможню и бюрократию. Кроме того, как отмечают предприниматели из Финляндии, в последнее время обострились проблема найма персонала и конкуренция. Впрочем, эти недочеты не мешают финским инвесторам крайне оптимистично оценивать перспективы роста российской экономики. Подавляющее большинство (88%) не сомневаются, что в течение следующего полугодия рост российской экономики продолжится и дальше.
Столь же уверенно финские предприниматели говорят о потенциальных инвестициях в российскую экономику. Почти 30% инвесторов утверждают, что в последние полгода вкладывали деньги в Россию (22% инвестиций пришлось на представительства или дочерние компании и лишь 3%- на совместные предприятия), а 40% предпринимателей обещают инвестировать в Россию дополнительные средства в ближайшие шесть месяцев. Эксперты не удивляются позитивному настрою финских инвесторов.
Дело в том, что Финляндию и Россию связывают давние партнерские отношения, во времена Советского Союза у финнов были прочные связи с нашей страной. Причем такие, что после развала СССР финская экономика резко просела. Вполне возможно, что старые связи помогли финнам создать максимально комфортные условия работы в России, отмечают эксперты.
Владимира Гусинского снова спросят про деньги
В Израиле продолжается начатое несколько лет назад расследование в отношении банка Hapoalim. Международное агентство по особо важным преступлениям провело допрос посла Израиля в Великобритании Цви Хефеца, который ранее выступал в качестве бизнеспредставителя в Израиле российского медиамагната Владимира Гусинского.
Вполне возможно, что в ближайшее время самому Гусинскому будет предъявлено обвинение. Расследование связано с обвинениями против отделения банка Hapoalim в Тель-Авиве в причастности к отмыванию денег зарубежными (в частности, российскими) компаниями. Счета регистрировались в банке на несуществующие зарубежные компании, а переведенные средства через несколько минут вновь возвращались за границу. Несколько месяцев назад руководство банка было арестовано, а счета с находящимися на них $286 млн были заморожены.
Предполагается, что в финансовых махинациях были замешаны около 200 клиентов банка. В начале марта по делу Hapoalim был допрошен сам Владимир Гусинский, а также другой клиент банка, бывший совладелец компании ЮКОС Леонид Невзлин. Оба отрицали причастность к незаконным денежным переводам. Израильская полиция до сих пор не выдвинула против них никаких обвинений. В течение этого года полиция уже провела несколько допросов. В общей сложности были задержаны 22 бывших сотрудника банка, в том числе глава отделения по делам России, которых подозревают в разработке схем отмывания средств. На сегодня осуждены три бывших сотрудника Hapoalim, причастность других сотрудников и клиентов банка к махинациям пока не доказана. Сразу после допроса Хефеца появилась информация о том, что в ближайшее время посол будет вызван в полицию еще раз. Кроме того, появились слухи, что для повторного допроса будет вызван и Владимир Гусинский, которому может быть предъявлено обвинение.
«Руспромавто» хочет раздвоиться
«Руспромавто» плодит конкурентов своей самой популярной модели — «Газели». «Русские автобусы» представили в этом году совместный с Volkswagen автобус ПАЗ City (на базе шасси T5). Тем временем другое предприятие группы — Голицынский автобусный завод- разработало маршрутное такси ГолАЗ 32ХХ на базе Ford Transit, основного конкурента T5 на российском рынке. В пресс-службе «Русских автобусов» считают, что автобусы относятся к разным сегментам. «Если ПАЗ City интересен не только частным, но и муниципальным предприятиям для работы в городе, то ГолАЗ 32ХХ может работать и на пригородных маршрутах»,- говорят в пресс-службе. Обе машины будут запущены в серийное производство, но объемы на 2006 год пока не определены. Кстати, ГолАЗ 32ХХ — не первый опыт адаптации Ford Transit под нужды российских перевозчиков: в середине года Ford подписал контракт на 230 машин с «Автолайном», предложив микроавтобус, доработанный из фургона компанией «Самотлор-НН» из Нижнего Новгорода. В «Самотлоре» конкурента не опасаются. Конкурентным преимуществом фургона от «Самотлора» являются два лишних пассажирских места- 18 против 16 у ГолАЗа. «Самотлор-НН» планирует до конца 2005 года собрать около 300 автомобилей.
Cпециальное обозрение [транспорт]
Обмен с доплатой
Сделки с зачетом, trade-in, сегодня предлагают почти все крупные автопродавцы.
И хотя эта услуга позиционируется как дополнительная, она приносит автодилерам прибыль и сама по себе, и как инструмент привлечения клиентов. Правда, в системе существует юридический казус, который, впрочем, успешно обходится дилерами. Аналитики оценивают емкость российского рынка trade-in (в 2004 году) в $80 млн. В этом году рынок вырос. Сегодня, считают эксперты, 20-25% сделок с новыми автомобилями идет по этой схеме (для сравнения, в Европе на trade-in приходится 50% продаж автомобилей). При емкости рынка иномарок в 500-550 тыс.
в год можно предположить объем таких сделок на уровне 100-130 тыс. в год. Таким образом, даже при средней цене автомобиля по trade-in в $5 тыс. рынок может достичь полумиллиардной отметки. При покупке отечественных автомобилей сделки trade-in случаются реже. Вопервых, в регионах, на основном рынке для отечественных машин (московские продажи иномарок составляют около 50% от общероссийских, тогда как по отечественным автомобилям эта цифра на уровне 20%), эта схема пока не развита: рынок находится в зачаточном состоянии, и обмен автомобиля на старый с доплатой оказывается невыгодным для клиента. Во-вторых, потеря в $100-200 при trade-in для покупателя российской машины чаще всего является критичной, в результате чего он предпочитает сам продавать автомобиль на вторичном рынке, чтобы выручить за него максимально возможную сумму. Однако, хотя ранее схема trade-in была характерна в первую очередь для продавцов иномарок, сейчас же к ней присматриваются и отечественные производители. Так, АвтоВАЗ инициировал этот процесс только в нынешнем году. Trade-in привлекателен не только для покупателей, экономящих время на продаже старого автомобиля, но и для самих дилеров, которым продажа автомобилей с пробегом дает возможность заработать и привлечь нового клиента.
На продаже по системе trade-in клиент теряет 10-20%
Несмотря на заверения дилеров, что на trade-in они практически не зарабатывают, на самом деле чаще всего клиент сталкивается с ценой ниже рыночной. «Бизнес» убедился в этом на собственном эксперименте, пытаясь «продать» два гипотетических автомобиля — популярных седана класса С.
Российские подержанные иномарки скоро составят конкуренцию привозным
Вопреки всем прогнозам импорт подержанных автомобилей в Россию растет.
За первые шесть месяцев 2005 года в Россию было ввезено на 16% больше автомобилей с пробегом, чем за аналогичный период 2004 года. По прогнозам экспертов, в 2005 году российский рынок иномарок с пробегом приблизится к отметке $4,2 млрд- это максимум, зафиксированный в 2002 году, когда были введены заградительные пошлины. Однако в дальнейшем, полагают эксперты, внешние поставки бывших в употреблении автомобилей начнут падать.
Эксперты оценивают долю подержанных машин в 20% от общего объема рынка.
Структура рынка подержанных иномарок в России в последнее время также претерпела изменения. Автомобили из Европы последовательно теряют свои позиции, уступая секонд-хенду из США и Японии. Рост курса евро сделал импорт автомобилей с пробегом из Европы менее выгодным. Кроме того, цены на автомобили в Европе (как на новые, так и на подержанные) выше примерно на 30%, чем в США и Японии. И, несмотря на существенную разницу стоимости доставки автомобиля из Европы и из-за океана, часто американские машины получаются выгоднее европейских. По словам экспертов, секонд-хенд из Японии в последние годы буквально захлестнул рынок.