PR-рынок России PR-рынок России
PR-рынок России

АНОНСЫ ИЗДАНИЙ

Деловая газета "Бизнес"

Ноль для шестисот тридцати

С 1 февраля 2006 года в России будут отменены импортные пошлины на 630 позиций технологического оборудования.
Об этом сообщил вчера глава Минэкономразвития Герман Греф по итогам заседания межведомственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике. По его словам, решение об отмене пошлин с 1 февраля следующего года будет действительно в течение девяти месяцев, после чего правительство сможет продлить этот срок. Под обнуление пошлин попадет высокотехнологическое оборудование, аналоги которого не производятся в России (например, оборудование, применяемое в лесной промышленности). По расчетам МЭРТ, в результате этих мер компании смогут сэкономить $0,5 млрд. Вместе с тем, по мнению экспертов, возрастет зависимость компаний от импортного оборудования, так как остается все меньше шансов наладить его производство в России. Эксперты увязывают поспешность правительства в принятии решений об отмене пошлин на оборудование с присоединением России к ВТО.

Электронное правосудие

Арбитражная судебная система в России готовится к введению электронно-цифровых технологий. Все судебные процессы будут вестись по безбумажной технологии, которая используется сейчас лишь в отдельных частях США и Канады. Об этом вчера на встрече с президентом Владимиром Путиным заявил председатель Высшего арбитражного суда (ВАС) Антон Иванов.
По логике чиновников информатизация снизит нагрузку на судей, особенно мировых, в результате сроки рассмотрения дел существенно сократятся. По словам главы ВАС, 2005 год для судебной системы стал «годом высокой судебной нагрузки»: число дел, рассматриваемых в арбитраже, увеличилось примерно на 35%. Косвенно такую тенденцию подтвердил другой участник встречи с президентом — глава Конституционного суда Валерий Зорькин. По его словам, «основное количество жалоб, поступающих в КС, связано с налоговым законодательством, защитой собственности, договорным правом, а также социальными вопросами». Эксперты отмечают, что суды действуют по правилам, которые записаны в Арбитражно-процессуальном кодексе, а там нет норм, касающихся обмена документами в электронном виде, поэтому необходимо принятие закона об электронно-цифровой подписи.

Фиктивное банкротство обойдется дорого

Сегодня Госдума планирует рассмотреть во втором чтении блок правительственных поправок, которые направлены на ужесточение уголовной и административной ответственности руководителей компаний за неправомерные действия при банкротстве предприятий. В частности, с двух до трех лет предложено увеличить срок лишения свободы для руководителей обанкротившихся организаций за неправомерные действия при банкротстве. Кроме того, правительство предложило поднять до 200 тыс. руб.
и 500 тыс. руб. минимальную и максимальную величину штрафа за преднамеренное банкротство (в настоящее время величина штрафа колеблется от 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб.). Кроме того, ко второму чтению была внесена поправка, которая предлагает дополнить состав преступлений статьи «неправомерные действия при банкротстве» ответственностью за незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего. В то же время ответственность ужесточается не только для менеджеров предприятий-банкротов, но и для антикризисных менеджеров. В частности, последних предлагается наказывать не только за неправомерные действия, но и за бездействие. Если суд докажет вину управляющего, то ему будет грозить лишение свободы на срок до трех лет либо штраф до 200 тыс. руб. Эксперты считают, что ужесточение санкций законодательства о банкротстве не приведет к снижению количества совершаемых преступлений.

Суд поменял хозяев МНПЗ

Московский НПЗ, которым до сегодняшнего дня управляла Московская нефтегазовая компания, акционерами которой являются столичное правительство и Sibir Energy Шалвы Чигиринского, перешел под контроль «Сибнефти» и «Татнефти».
Вчера апелляционный суд отменил начисление советом директоров завода дивидендов по привилегированным акциям за 2004 год. Ставшие голосующими префы, принадлежащие «Сибнефти» и «Татнефти», обеспечили им владение 56,83% бумаг предприятия. Разрешение акционерного противостояния, которое длилось без малого четыре года, неслучайно, по мнению экспертов, практически совпало с приобретением «Сибнефти» «Газпромом».

Государство прощает плохих директоров

Арбитражные управляющие и менеджеры предприятий могут избежать дисквалификации за принимаемые ими решения, если они нанесли ущерб интересам собственников компании или ее кредиторам. Соответствующие поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) сегодня планирует рассмотреть в первом чтении Госдума. Разработанные Минэкономразвития поправки должны, по замыслу чиновников, избавить предпринимателей от избыточного государственного вмешательства. Примечательно, что действие ликвидируемой из КоАП статьи «Ненадлежащее управление юридическим лицом» распространяется не только на арбитражных управляющих, которые проводят процедуру финансового оздоровления, но и на руководителей акционерных обществ. Эксперты называют предложение правительства вполне оправданным, но не исключают, что в перспективе ответственность за подобные нарушения будет только ужесточаться, для чего будут внесены соответствующие поправки в Уголовный кодекс (УК).

Большая стройка «Фосагро»

Не договорившись с СУАЛом о цене на нефелиновый концентрат (сырье для производства глинозема, из которого делается алюминий), ОАО «Фосагро» приняло решение о строительстве собственного завода по переработке производимого дочерним «Апатитом» и не востребованного СУАЛом по завышенной цене нефелина. Завод стоимостью $1,2 млрд будет построен в Пикалеве (Ленинградская область), где уже расположен принадлежащий СУАЛу глиноземный завод. Предполагаемая мощность предприятия — до 530 тыс.
тонн металлургического глинозема в год. Впрочем, в СУАЛе утверждают, что «Апатит» производит достаточно нефелина, необходимого для загрузки обоих предприятий, и пытаются добиться, чтобы Федеральная антимонопольная служба (ФАС) запретила «Апатиту» поднимать цену на сырье.

«Конти» отстроит активы «Базэла»

Компания «Базовый элемент» отдала все свои строительные активы в управление корпорации «Конти». Для ведения бизнеса специально создана управляющая компания ЗАО «Главстрой менеджмент», которую возглавит основатель «Конти» Тимур Тимербулатов, который ради этого поста оставит кресло сенатора. Участники рынка считают, что впоследствии «Базовый элемент» и «Конти» могут слить строительные активы в единую структуру, хотя пока они и неравнозначны. В августе текущего года структуры, близкие к холдингу «Базовый элемент» Олега Дерипаски, перекупили у владельца «Нафта-Москвы» депутата Госдумы Сулеймана Керимова «Главмосстрой», «Моспромстройматериалы» и «Мосмонтажспецстрой». Основным строительным активом «Базэла» является компания «Главмосстрой», которая сейчас загружена только на треть. Тимур Тимербулатов считает, что при выводе ее на максимальный уровень производства она может посоперничать с такими международными компаниями, как Scanska. Именно эту задачу ему и предстоит решать на посту главы специально созданной УК «Главстройменеджмент».

Содбизнесбанк получил иск от опоздавших

Вчера Арбитражный суд Москвы принял к рассмотрению иск части кредиторов Содбизнесбанка, не включенных Агентством по страхованию вкладов (АСВ) в реестр кредиторов. Истцы, контролирующие в общей сложности 14% долгов Содбизнесбанка, просят суд признать недействительным собрание кредиторов от 19 сентября, проведенное без их участия.
АСВ, под чьим управлением находится банк, готово судиться. В агентстве по-прежнему считают, что истцы сами виноваты в своих проблемах, опоздав с предъявлением своих требований в установленные законом сроки, и сетуют, что, если иск будет удовлетворен, 6 тыс. клиентов банка, вклады которых не превышают 100 тыс. руб.
и которые могут получить свои деньги уже сейчас, будут вынуждены ждать еще минимум два-три месяца до созыва нового собрания.

«Мечел» против Arcelor

Не прошло и недели с момента подписания долгожданного соглашения об увеличении экспортных квот для ряда наименований российской стальной продукции на европейские рынки, как Минэкономразвития России «отблагодарило» Евросоюз.
«Мечел» добился своего: МЭРТ подготовило резолюцию о необходимости введения запрещающих импортных пошлин на ввозимую на территорию России из стран ЕС нержавеющую сталь. Тем самым «Мечел» компенсировал несправедливое, по его мнению, распределение квот на поставку плоского проката в ЕС. Около 90% импорта нержавеющей стали в Россию приходится на ЕС, в основном люксембургский Arcelor и финскую Outokumpu. Эксперты отмечают, что введение пошлин может ударить в первую очередь по российским машиностроителям, потому что ограничения могут способствовать росту стоимости металлопродукции.

Притягательная недвижимость

Торговая сеть «Мир» стала соинвестором крупного многофункционального делового центра класса А с подземной автостоянкой общей площадью 26,2 тыс. кв. м на северозападе Москвы в районе метро «Аэропорт». Застройщиком выступит MR Group. По окончании строительства «Мир» получит в собственность три верхних этажа- около 3 тыс. кв. м. Часть этажей с офисными площадями уже выставляются на продажу по цене от $2200 за квадратный метр, другие этажи предлагаются в аренду со ставкой от $650. Ранее на недвижимости сконцентрировались две сети по продаже бытовой электроники — «Диал электроникс» и «Партия», которые впоследствии даже вышли из профильного бизнеса. Однако эксперты считают, что для «Мира» комплекс станет непрофильным проектом- просто владельцы увидели выгодные перспективы для вложения средств.

В погоне за News Outdoor

На московском рынке наружной рекламы продолжает активно идти процесс консолидации. В ближайшие дни компания «Вера-Олимп» завершит покупку оператора «XXII век». После того как сделка будет закрыта, «Вера-Олимп» с 2,7 тыс. поверхностей станет вторым по величине оператором наружной рекламы в столице. Впрочем, от лидера рынка News Outdoor, у которого 5,7 тыс. поверхностей, она по-прежнему будет отставать больше чем в два раза. Эксперты сомневаются, что «Вера-Олимп» сможет составить серьезную конкуренцию лидерам рынка. News Outdoor и Gallery работают и в Москве, и в регионах. А «ВераОлимп» представлена только на столичном рынке.

«Аэрофлот» вернулся в Италию

Авиационные власти России и Италии договорились о временном возобновлении полетов «Аэрофлота» и Alitalia между Москвой и Миланом.
Российские авиационные власти не только отказались согласовать для Alitalia такие условия в ущерб российскому «Аэрофлоту», но и запретили итальянской компании выполнять полеты из Шереметьево в Милан. Таким образом, авиасообщение между Москвой и этим итальянским городом было парализовано, а «Аэрофлоту» пришлось отправлять своих пассажиров в Милан через Рим. До 21 ноября национальные перевозчики двух стран будут выполнять по семь рейсов в неделю.
Если к этому сроку российской стороне не удастся добиться увеличения количества слотов для «Аэрофлота», она готова запретить полеты Alitalia по транссибирским маршрутам.

НДС вернут за месяц

Возмещение НДС по капитальным вложениям с 1 января 2006 года будет производиться в течение одного месяца после инвестирования средств. Об этом заявил вчера на российско-нидерландском экономическом форуме замминистра финансов, статс-секретарь Минфина Сергей Шаталов.
Эксперты «Бизнеса» считают, что это решение полностью согласуется с заявленными правительством «инвестиционными» целями налоговой реформы. Сейчас суммы, которые предприниматель намерен получить из бюджета в качестве вычета НДС по капвложениям, выплачиваются только тогда, когда объект введен в эксплуатацию. Таким образом получается, что компания за счет собственных средств кредитует государство на сумму не возмещенного ей налога. Осенью Госдума приняла поправки в Налоговый кодекс (НК), согласно которым возврат НДС по капвложениям должен производиться в ускоренном порядке. До вчерашнего дня предполагалось, что возврат налога будет осуществляться равными долями в течение года. Более того, Сергей Шаталов успокоил компании, пообещав, что по капвложениям, осуществленным в 2005 году, возмещение НДС может быть осуществлено в 2006 году, даже если объект в этом же году не будет введен в эксплуатацию. Чиновник также напомнил, что с 2007 года произойдет переход от разрешительного к заявительному порядку возмещения НДС экспортерам.
По подсчетам Минфина, каждая из указанных мер позволит предприятиям в 2006-2007 годах сэкономить примерно по 150 млрд руб. «Думаю, это не сильно скажется на бюджете и принесет немало пользы предпринимателям»,- говорит Лисоволик.

De Beers ответил за апартеид

Вчера крупнейший в мире производитель алмазов De Beers сообщил о продаже 26% акций своего южноафриканского подразделения (DBCM) специально созданному консорциуму Ponahalo, представляющему интересы чернокожих граждан страны за $562 млн. 50% Ponahalo будет принадлежать сотрудникам De Beers, как работающим, так и вышедшим на пенсию. Второй участник консорциума — инвестиционная компания Ponahalo Investment Holdings, среди акционеров которой трасты, представляющие интересы чернокожего населения, инвалидов, женщин. При этом средства для финансирования этой покупки Ponahalo привлечет у банков и частных инвесторов, в том числе и у самой De Beers, а возвращать будет из дивидендов, выплачиваемых алмазной компанией. Таким образом De Beers выполнит требования закона о горнорудной промышленности, по которому не менее 26% активов горнорудных компаний должны быть к 2014 году переданы местному населению. Сначала стратегия вовлечения чернокожего населения в экономическую деятельность (Black Economic Empowerment, BEE) вызвала серьезное беспокойство в бизнес-сообществе. Одна из крупнейших нефтяных компаний ЮАР Sasol даже назвала политику BEE в своем отчете на Нью-Йоркской фондовой бирже в качестве одного из рисков. Однако постепенно бизнес мирился с необходимостью делиться. Правда, стратегию BEE часто критикуют за то, что выгоду из нее извлекает только небольшое число хорошо образованных бизнесменов, близких к правящей вЮАР партии «Африканский национальный конгресс». История с De Beers до боли напоминает российские реалии. Тут и взаимопроникновение бизнеса и власти, выдвигаемые во имя высоких целей претензии к работе частных компаний, которые приводят к перераспределению собственности. Правда, пока в ЮАР формируется класс чернокожих олигархов, в России свои позиции в экономике усиливает государство.

«Урал» сделает конкурента КамАЗу

В пятницу Уральский автомобильный завод, входящий в холдинг «Руспромавто», впервые выйдет в сегмент дорожных грузовиков. В серийное производство будет запущен тяжелый самосвал Урал-63685. Новый автомобиль будет отличаться повышенной грузоподъемностью — 20 тонн. Ни его цена, ни объемы его производства до намеченной на пятницу официальной презентации не раскрываются. Впрочем, один из дилеров завода, миасская компания «Элса» предлагает этот автомобиль своим клиентам за 1,56 млн руб. В то же время ближайший конкурент — КамАЗ65115, 15-тонный самосвал, стоит в розницу около 1,1 млн. Эксперты считают, что выход на рынок дорожных грузовиков «Уралов», традиционно «заточенных» под военные нужды, может оказаться сложным: большинство покупателей не уйдут с традиционных КамАЗов и МАЗов. Однако, учитывая возрастающий спрос на грузовую технику в России, который, даже по мнению самих участников рынка, недостаточно удовлетворяется, УралАЗ в конкуренции с КамАЗом все же может рассчитывать на 10% отечественного рынка.

Cпециальное обозрение [транспорт]

Бегство от бензина

Рынок легких коммерческих автомобилей с дизельными двигателями в России растет одновременно с рынком иномарок в этом сегменте- российские производители этот сегмент пока не осваивают.
Перевозчиков уже не так пугает качество российского дизельного топлива, хотя некоторые иностранные автомобилестроительные компании до сих пор опасаются поставлять дизельные версии своих фургонов, из-за чего проигрывают конкурентную борьбу. Аналитики предполагают, что настоящий бум на рынке случится через годдва, когда цена за литр бензина достигнет $1, а российские нефтеперерабатывающие заводы начнут выпускать солярку, отвечающую строгим нормам Евро-3.

Дизель Евро-4 от Ford, Peugeot и Citroen не для России

В то время как в России до сих пор еще не введены нормы Евро-2, Европа с января 2006 года переходит уже на Евро-4. В связи с этим Ford совместно с группой PSA (в нее входят Peugeot и Citroen) представил новый дизельный двигатель специально для легких коммерческих автомобилей. Четырехцилиндровый мотор объемом 2,2 л будет выпускаться в пяти вариантах с различной мощностью от 85 (крутящий момент 250 Нм) до 130 л. с. (310 Нм).
Однако в России появление машины с таким мотором пока не планируется.

Баллоны вытесняют баки

Ответ на вопрос, на каком топливе экономичнее всего работают легкие коммерческие автомобили, как оказалось, не очевиден. Опрошенные «Бизнесом» московские автоперевозчики разошлись во мнениях. Одни сетуют на низкое качество отечественной солярки и отдают предпочтение бензиновым машинам, другие ставят во главу угла экономичность дизельных двигателей. Наконец, третьи предпочитают переводить свой парк «Газелей» на более доступное по цене газовое топливо- экономия в этом случае может достигать и 50%. Даже при своей экономичности дизельные «Газели» в Москве не очень распространены, в отличие от бензиновых собратьев. Разницу в цене бензиновой и дизельной «Газели» в $3 тыс. перевозчику придется «отбивать» несколько лет- дельта между стоимостью литра солярки и бензина АИ-92 не столь велика. Кроме того, участники рынка считают качество сборки двигателей, выпущенных по лицензии Steyr, которые ставят на «Газели», довольно низким. Кроме того, перевозчики отмечают пониженную по сравнению с обычной «Газелью» ремонтопригодность дизельной.

Экономика внутреннего сгорания

Для того чтобы узнать, что реально получается выгоднее в эксплуатации, «Бизнес» сопоставил стоимость эксплуатации одинаковых дизельных и бензиновых легких коммерческих автомобилей, которые присутствуют на российском рынке. В итоге оказалось, что при пробеге в 100 тыс. км дизельный автомобиль выгоднее. Исключение, как водится, у единственного в списке отечественного производителя.

(09.11.2005)

ЖУРНАЛ

ИНТЕРВЬЮ

Глава SPN Communications о кризисе в PR и молодых специалистах

Что происходит с PR-отраслью в сложной экономической ситуации, как меняется индустрия и кто выигрывает в период сокращения коммуникационных бюджетов?

На вопросы PR-files отвечает Михаил Умаров, генеральный директор агентства Comunica.

Руководитель направления «PR и Продвижение» Фонда «Форум инноваций» в интервью PR-files об опыте и особенностях коммуникационной кампании Московского международного форума «Открытые инновации»

ПУБЛИКАЦИИ

Почти половина пиарщиков уверены, что их основная задача — обеспечение продаж. А главной трудностью в своей работе они назвали подготовку текстов

Как выглядят и какими должны быть профессиональные объединения PR-специалистов в России

Ассоциация Коммуникационных Агентств России провела новое исследование заработных плат в рекламной индустрии