Бухотчет по месту регистрации
Минфин разрабатывает поправки в Налоговый кодекс, которые закрепят за организациями право предоставлять бухгалтерскую отчетность по месту регистрации, а не по месту осуществления предпринимательской деятельности. Эксперты считают, что принятие этих поправок существенно сократит расходы предпринимателей на ведение бухучета. Правда, отмечают эксперты, у крупных компаний все же могут возникнуть некоторые сложности со сдачей «единой» бухгалтерской отчетности, к примеру, нефтяникам удобнее сдавать отчетность по месту нахождения предприятия: не надо перевозить огромное количество документов в Москву.
Реформе НДС угрожает проедание
Пока премьер Михаил Фрадков пытается побороть противодействие Минфина и Минэкономразвития и провести реформу НДС, предусматривающую снижение этого налога в 2007 году с 18% до 13%, эксперты Центра развития провели собственное исследование последствий этого шага. По их подсчетам, бюджет потеряет не 300 млрд руб., как говорит Фрадков, а 500 млрд руб. От снижения НДС выиграют отдельные отрасли, прежде всего «нефтянка», электроэнергетика, пищевая промышленность и машиностроение, поскольку именно с них взыскивается большая часть этого налога. Кроме того, снижение НДС принесет ощутимую прибыль импортерам. Правда, авторы работы утверждают, что «влияние снижения ставки НДС на увеличение темпов экономического роста будет иметь ограниченный и краткосрочный эффект». По их мнению, высока вероятность, что сэкономленные средства предприятия направят не на инвестиции и расширение производства, а на решение текущих проблем — погашение долгов и повышение зарплат.
Банкротов лишили права выбора
Президиум Высшего арбитражного суда обнародовал вчера письмо, в котором установил порядок действий судей арбитражных судов в ситуации, если они обнаружат, что рассматриваемое ими дело о банкротстве уже находится на рассмотрении другого арбитражного суда. Такие случаи стали возможны из-за того, что должник, почувствовав, что дело его плохо, может, например, перерегистрироваться в каком-нибудь другом городе, подальше от Москвы, и соответственно перевести туда рассмотрение дела, поясняют юристы. Таким образом, у кредиторов появляется немало проблем, связанных с удаленностью должника. По мнению экспертов, разъяснение ВАС затруднит неблагополучным компаниям возможность ухода от ответственности.
Депутаты увлеклись алкоголем
Региональные власти не намерены отказываться от идеи вернуть себе контроль за оптовым рынком алкоголя. Депутаты Мосгордумы и Мособлдумы решили обратиться к президенту с просьбой не отменять с 1 января 2006 года режим региональных акцизных складов. Депутаты уверяют, что контроль необходим, чтобы не допустить отравления граждан некачественной алкогольной продукцией. Эксперты считают, что настойчивость депутатов легко объяснима: если региональным властям не удастся сохранить контроль за оптовой торговлей, то они потеряют последние реальные рычаги влияния на алкогольный бизнес.
ЛУКОЙЛ как «Сибур»
ЛУКОЙЛ объявил о готовности к очередным стратегическим инвестициям в каспийский регион. Компания совместно с казахстанским «Казмунайгазом» планирует строительство Каспийского газохимического комплекса мощностью 14 млрд кубометров газа в год. ЛУКОЙЛ уже представил казахской стороне проект предприятия. На нем планируется перерабатывать газ с месторождений Северного Каспия, в частности Хвалынского. Потенциальные объемы производства в несколько раз превышают нынешнюю добычу газа ЛУКОЙЛом и полностью соответствуют концепции ЛУКОЙЛа по наращиванию добычи газа, доля которого к 2014 году должна увеличиться до 33% от суммарной добычи углеводородов. Общий объем капиталовложений в комплекс оценивается в $3,6-3,8 млрд.
Четыре года для гастарбайтера
В скором времени процедура приема иностранных граждан на работу может существенно упроститься. Федеральная служба по труду и занятости подготовила законопроект, согласно которому общий срок действия разрешения на работу для гастарбайтеров должен быть увеличен c одного до четырех лет. Эксперты единодушно поддерживают инициативу чиновников. Если поправки будут приняты, то комплексные издержки предпринимателей, связанные с привлечением иностранной рабочей силы, сократятся, говорят они. Однако они считают, что только этих мер будет недостаточно для легализации иностранной рабочей силы.
За «жизнь» — насмерть
Вчера Федеральная служба страхового надзора решила поставить финальную точку в деле Столичного страхового общества, отозвав лицензию лидера по сборам 2004 года. По законодательству ССО лишается права на заключение договоров страхования. На практике это означает, что компания прекращает существование как страховщик. Так закончилась полугодовая борьба ФССН против самого крупного страховщика, подозреваемого в зарплатных схемах с использованием страхования жизни. Однако ССО намерено продолжить судебную тяжбу с надзором. Война сФССН дорого обошлась ССО. За первое полугодие 2005 года активы ССО снизились более чем в три раза, с 23,4 млрд руб. до 7,36 млрд руб. Кроме страхования жизни у ФССН был и реальный бизнес- договоры по ДМС, автострахованию. По данным Российского союза страховщиков за первое полугодие 2005 года компания заключила 2,3 тыс. договоров ОСАГО. После истории с ССО страховщики могут делать далеко идущие выводы.
Прайс-тайм
Медиаселлеры отказались снижать темпы роста цен на рекламу на телевидении. Напротив, вчера компания «НТВ-медиа», продающая рекламу на телеканалах НТВ и ТНТ, опубликовала прайс-лист на 2006 год. Цены выросли на 37% на НТВ и на 46%- на ТНТ, несмотря на недовольство рекламодателей, считающих чрезмерным повышение цен даже на заявленные летом 25-30%. Медиаселлеры объясняют свои действия дефицитом рекламного времени на ТВ, рост цен призван уменьшить число рекламодателей. Крупные рекламодатели не уйдут с телевидения — они все равно получат серьезные скидки за счет объемов размещения, а вот небольшим компаниям придется непросто, считают эксперты. Реклама становится дорогим ресурсом, так что региональным компаниям имеет смысл уйти с федеральных каналов на локальные, которые пока недооценены, советуют аналитики. Но ВИ и «НТВ-медиа» являются ориентирами для рынка, поэтому следом за телерекламой увеличатся цены не только на все медиа, но и на смежные отрасли (креатив, продакшн, BTL), оговариваются они.
Временная победа TeliaSonera
Вчера стало известно об очередном витке конфликта между российской «Альфа-групп» и скандинавской TeliaSonera по вопросу об акциях турецкого сотового оператора Turkcell. Швейцарский суд запретил Cukurova Group продавать «Альфе» активы Turkcell до вынесения решения по иску TeliaSonera. По сообщениям турецкой прессы, Cukurova Group уже дала суду обязательство не продавать акции Turkcell. По мнению аналитиков, это не помешает «Альфе» рано или поздно заполучить акции турецкого оператора, но судебные тяжбы затянут сделку.
Защита для малых залов
Игорный бизнес получил третью версию отраслевого закона — от Ассоциации деятелей игорного бизнеса (АДИБ). На следующей неделе документ будет внесен в Госдуму. Авторы предлагают снизить минимальные требования к слот-салонам по количеству игровых автоматов с 25 до четырех. При этом автоматы зарубежного производства должны быть новыми: законопроект запрещает ввоз на территорию России подержанное оборудование. Эта мера должна способствовать развитию российского производства игорного оборудования. АДИБ не включила в закон азартные игры и пари, проводящиеся с использованием интернета, теле-, радио- и мобильной связи. Авторы объясняют это мировой практикой: в большинстве стран эти виды деятельности регулируются отдельными законами. Участники рынка считают, что законопроект, в отличие от предыдущих двух, защищает интересы малого игорного бизнеса.
«Ветэрра» ставит на Мексику
Ресторанная компания «Ветэрра» (сети «Панчо пицца» и «Дольче моменто») запускает новый проект. В декабре в ТЦ «Фестиваль» откроется первый фаст-фуд латиноамериканской кухни «Панчо гриль». Средний чек составит $9-11. В дальнейшем планируется создать сеть из таких заведений. По словам гендиректора «Ветэрры» Николая Михайлова, инвестиции в пилотный проект не превысили $200 тыс., окупить вложения в компании рассчитывают за два года.
Эксперты говорят, что с запуском новой сети компании удастся увеличить представленность в торговых центрах, однако они сомневаются в перспективах мексиканской кухни.
BBH сокращает дистрибуторов
Консолидация активов холдинга BBH вызвала проблемы для дистрибуторов «Балтики», «Вены» и «Пикры». Вчера входящие в структуру холдинга BBH пивоваренные компании «Балтика» и «Вена» объявили об изменениях в системе дистрибуции: теперь продукция обеих компаний в Москве иМосковской области будет распространяться совместно. При этом BBH решил сократить количество дистрибуторов, с которыми будут заключаться прямые договоры. Из десяти дистрибуторов в столичном регионе останется только пять: «Беллиген», «Бирленд», «Клинкомбинат», «Лидерпрайс» и «Пивдом». Они будут продвигать в розницу объединенный портфель брэндов «Балтики» и «Вены». Участники рынка и эксперты считают, что «Балтика» на правильном пути.
Офисный пейзаж на Семеновской
Успешный производитель художественных красок ОАО «Гамма» (35% всего объема российского рынка товаров для профессиональных художников) выносит свое производство в область.
На освободившейся территории в первой половине 2006 года «Гамма» приступит к строительству офисного центра класса В площадью 25 тыс. кв. м. Объем инвестиций в проект составит не менее $35 млн. Эксперты считают, что на комплексе можно зарабатывать около $3-4 млн в год. А в случае если компания решит сразу окупить вложенные инвестиции, ей целесообразнее всего продать этот бизнес-центр за $60-70 млн.
Суд успокоил арендаторов
Два года назад президиум Высшего арбитражного суда в двух решениях указал, что доход от аренды выручкой от реализации товаров (работ, услуг) не является. Тогда же ФАС Московского округа однозначно решил, что аренда не облагается НДС. Это немедленно создало риски для арендаторов- ведь в возмещении НДС, который арендодатели все же взимали с арендаторов, могло быть отказано. Новые решения окружного суда изменяют его позицию и устраняют эти риски. Особенно показательно решение, в рамках которого ФАС МО, с одной стороны, не признал аренду услугой и не допустил ее обложения налогом на пользователей автодорог, но, с другой, признал ее облагаемой НДС операцией. По прямому указанию суда уплачиваемые арендаторами суммы НДС подлежат возмещению.
«ВСМПО-Ависма» хотят лишить названия
У «Реновы», ведущей корпоративную войну с «ВСМПОАвисма» по поводу спорного пакета акций, появился новый союзник. Юридическая фирма «Джон Тайнер и партнеры» потребовала признать незаконным использование слова «корпорация» в названии «ОАО "Корпорация ВСМПО-Ависма"». Ссылаясь на закон «Об акционерных обществах», юристы утверждают, что в названии компании не может использоваться «заимствованный из иностранного языка термин, который отражает организационно-правовую форму общества». Действия лиц, подавших иск, утверждают эксперты, очень похожи на грин-мейл (корпоративный шантаж), когда от имени акционеров подается ряд исков по любому поводу. Чаще всего это делается, чтобы сорвать крупную сделку с иностранными компаниями, ведь для западных инвесторов иски являются формальной причиной, чтобы сделку заблокировать. Менеджмент «ВСМПО-Ависма» планировал провести IPO, но судебные баталии могут вмешаться эти планы.
Игровых мест много, налог — один
Налоговые органы не перестают повторять, что если в игровом комплексе имеется несколько игровых мест, то каждое из них — это отдельный игровой автомат, и налог за него надо платить отдельно. Федеральный арбитражный суд Московского округа считает иначе, ссылаясь на то, что техническая документация определяет оборудование (в данном случае- Stolbik) как один автомат безотносительно наличия в нем четырех игровых мест. А законодательство не содержит таких понятий, как «игровой комплекс» и «игровое место». Этот вывод был неоднократно подтвержден судом и позднее. Более того, Московский округ отнюдь не одинок в этой своей позиции: ее разделяют еще шесть округов.
Cпециальное обозрение [недвижимость]
Продать, чтобы вернуться
На западном рынке недвижимости схема sale-leaseback для большинства компаний уже давно стала привычным инструментом привлечения дополнительных инвестиций. В России же это явление в новинку: интерес к сделкам sale-lease-back в Москве возник не так давно, и за прошедшие год-полтора можно назвать считанные компании, которые ей воспользовались. Стандартная схема сделок sale-leaseback такова: компания, владеющая неким объектом недвижимости или площадью в здании, выставляет эту собственность на продажу, для того чтобы «высвободить» дополнительные финансовые средства. Подобная схема реализации предполагает, что объект оказывается дешевле своей реальной рыночной стоимости. «Скидка» может составить до 20% рыночной стоимости, однако покупатель, в свою очередь, обязуется сдать объект в аренду бывшему владельцу на длительный срок (пятьсемь лет) на условиях относительно низкой арендной ставки.
Парковка в нагрузку
Строительство парковок при торговых центрах традиционно является головной болью для девелопера. С принятием поправок в постановление столичного правительства об их размещении, увеличился контроль за соблюдением норм. Эксперты рынка предполагают, что девелоперы будут вынуждены следовать новым правилам, что увеличит стоимость объектов. Постановление «О внесении дополнений и измененийв постановление правительства Москвы № 49 от 25.01.2000» предписывает в среднем в два раза увеличить строительство парковочных мест при объектах различного назначения. Кроме того, все объекты разделяются на находящиеся внутри Садового кольца и за его пределами. Для последних количество парковочных мест должно быть на 10-20% больше. Что касается торговой недвижимости, то на 40-50 кв. м от общей площади торговых центров должно приходиться одно машино-место.
Центр не сдает позиции
Уровень арендных ставок на офисы в Москве сегодня стабильно растет, особенно в ЦАО. Средняя стоимость одного квадратного метра в офисе класса А составляет около $800 в год, класса B- $500-600 в год. Однако, несмотря на небольшой объем ввода новых площадей и рост спроса, до сих пор в ЦАО можно снять сравнительно недорогой офис по цене $400-500 за квадратный метр в год. Темпы роста уровня арендных ставок и цен продажи на рынке офисной недвижимости стабилизируются. Цены продажи помещений класса А увеличились незначительно, однако в зданиях класса В рост цен стабилен и составляет 1-1,5% ежемесячно.