Четыре удара по нефтяным ценам
Минэкономразвития придумало новый способ снизить налоговую нагрузку на нефтяников: ввести налоговое регулирование на глубину и объемы переработки нефти. Специалисты дружно соглашаются в том, что налоговые преференции могут подтолкнуть нефтяные компании вкладывать средства в модернизацию технологий добычи и переработки нефти, в результате чего на внутренний рынок могут поступить дополнительные объемы нефтепродуктов. Рынку будет предложено больше топлива и это сможет повлиять на уровень цен на бензин.
Бюджет, отличный от других
Госдума одобрила вчера в первом чтении проект бюджета на 2006 год. Впервые его основные параметры спланированы сразу на три года вперед. Главный финансовый документ рассчитан исходя из прогноза Минэкономразвития по инфляции в размере 7-8,5%, среднегодовой прогнозной цены на нефть марки Urals $40 за баррель и цене отсечения в стабилизационный фонд $27 за баррель. Доходы бюджета запланированы в сумме 5,04614 трлн руб., а расходы - 4,27011 трлн руб. Таким образом, профицит бюджета составит 776,02 млрд руб., или 3,2 % ВВП. Претензии к главному финансовому документу страны предъявил лишь глава Счетной палаты Сергей Степашин. Признавая все замечания справедливыми, эксперты тем не менее считают, что бюджет-2006 в любом случае получился более удачным, чем в предыдущие годы.
Транспортный налог станет поквартальным
С 1 января 2006 года изменится порядок уплаты транспортного налога: предприниматели будут обязаны перечислять его в бюджет не один раз в год, как сейчас, а ежеквартально. Вчера Госдума приняла во втором чтении соответствующие поправки в Налоговый кодекс. Сейчас из-за неопределенных отчетных периодов и непредусмотренной уплаты авансовых платежей налог поступает в региональные бюджеты крайне неравномерно. В соответствии с принятыми вчера поправками с 1 января 2006 года налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год, а отчетными периодами - первый, второй и третий кварталы. Хоть налоговая нагрузка на компании не увеличится, нагрузка на их бухгалтеров и самих налоговиков теперь вырастет в четыре раза, отмечают эксперты.
«Газпром» ищет запасных
«Газпром» и Китайская национальная нефтегазовая морская корпорация (КННМК) обсуждают совместные планы по освоению шельфовых месторождений нефти и газа. Список потенциальных проектов не разглашается, но речь может идти о Штокмановском месторождении, где российская госкомпания заинтересована в привлечении дополнительных партнеров помимо недавно утвержденного short-list участников. Мотивация госкомпании понятна: разработка энергоресурсов - процесс политизированный, и «Газпрому» стоит подстраховаться. Речь также могла вестись о китайской территории, считают эксперты. Несколько лет назад КНР объявила тендер на разработку месторождений, расположенных на границе с Россией. Реальные шансы поучаствовать в разработке тогда получил «Газпром» наряду с американскими компаниями, но проект был заморожен. Возможно, теперь Китай решил его возобновить.
«Сибур» поедет на биржу на «Русских шинах»
«Сибур» планирует до 2008 года консолидировать активы своих четырех шинных заводов: «Яршины», «Омскшины», «Волтайр» и «Уралшины» на базе холдинга «Сибур - Русские шины» и продать свой шинный бизнес или вывести его на рынок. По словам менеджеров компании, решение в пользу продажи или IPO будет зависеть от рыночной конъюнктуры. А по мнению аналитиков, еще и от политической ситуации: проведение IPO на любой из зарубежных площадок в предвыборном 2007 году экономически невыгодно. Кроме того, продаться стратегическому инвестору «Сибуру» будет проще, чем провести IPO: если компания решит пойти на IPO, ей придется провести серьезную реструктуризацию и повысить рентабельность, которая сейчас невысока, отмечают аналитики.
Нагоняй авиапрому
Вчера премьер-министр Михаил Фрадков подверг резкой критике доклад главы Минпромэнерго Виктора Христенко о стратегии развития авиапромышленности и потребовал в кратчайшие сроки представить в правительство детальный план мероприятий по развитию авиапрома до 2010 года. Премьера возмутило забуксовавшее создание Объединенной авиастроительной компании. Таковая, в соответствии с указаниями Владимира Путина, должна быть сформирована до конца 2006 года. В ответ чиновники предложили снизить пошлины на импортные самолеты Boeing-787 и А-350, которых еще не существует. Эксперты признают критику премьера справедливой и отмечают, что в нынешней стратегии нет ни строчки про лизинг.
Сигареты выпустили из страны
Угроза резкого сокращения экспорта российских сигарет миновала. Как стало известно «Бизнесу», Федеральная таможенная служба по рекомендации Минфина и Минэкономразвития решила не вводить лицензирование ввоза в Россию акцизных марок других стран, что грозило практически остановить экспорт табака из России. В этом году Россия должна экспортировать около 5 млрд сигарет, большую часть - в страны СНГ. Основные экспортеры - крупнейшие транснациональные производители. Они ввозят акцизные марки других стран в Россию, а на собственных заводах обклеивают ими свою продукцию. Впрочем, пока из списка декларируемых на таможне ценных бумаг акцизные марки не исчезли - на следующей неделе три ведомства соберутся вновь, чтобы решить, стоит ли переписывать «лицензирующее» постановление.
Надежда на купе
АвтоВАЗ объявил о запуске в мелкосерийное производство новой модели - Lada-112-Coupe. Этот автомобиль уже демонстрировался на нескольких автосалонах и собирался на дочернем предприятии «Супер-авто». С весны 2006 года его планируется собирать на опытно-промышленном производстве самого завода, в первый год предполагается изготовить 5 тыс. автомобилей, в 2007 году - 7 тыс. На конвейере ОПП она заменит минивэн «Надежда», который, как уверяют дилеры, не пользуется спросом у клиентов. Эксперты считают это правильным решением и уверены, что при должном качестве трехдверную Lada-112 может ждать успех. Однако некоторые участники рынка считают, что АвтоВАЗ запоздал с выходом этой модели на два-три года: тогда это был эксклюзив, за него готовы были платить до $16 тыс., а сейчас же целевая аудитория купе - молодежь - предпочитает иномарки.
От элеваторов к развлечениям
Бывший топ-менеджер «Интерроса» и «Альфа-групп» и партнер Сергея Лисовского Евгений Мальгин решил заняться индустрией развлечений. Предприниматель создает сеть детских развлекательных центров под брэндом Crazy Park. Четыре уже открыты в разных городах России: Москве, Самаре, Красноярске и Ростове. Первый московский центр расположился в ТЦ «Европарк» на Рублевке, второй в ближайшее время откроется в ТЦ «Фестивальный». До конца 2005 года компания откроет еще шесть развлекательных центров в Москве и городах-миллионниках, а до 2007 года их количество собираются довести до 30. Общие инвестиции в проект - около $65 млн. Планируемый годовой оборот сети к 2007 году должен составить около $40 млн. Срок окупаемости проекта - пять лет. Участники рынка считают, что проект может стать успешным.
JTI отстояла «Петро»
Japan Tobacco Int. (JTI) одержала победу в споре с налоговиками. Вчера Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти удовлетворил иск табачников и снял с фабрики «Петро» обвинения в неуплате в бюджет налогов на $15 млн. «Принципиальная позиция JTI - абсолютное соблюдение законодательства на всех рынках, где работает компания. Мы полагаем, что разногласия между "Петро" и УФНС, таким образом, полностью разрешены»,- комментирует управляющий по связям с общественностью JTI Анатолий Верещагин. Правда, JTI уже практически проиграла второе дело. 16 сентября Федеральный арбитражный суд Московского округа оставил в силе решение предыдущих инстанций о списании с ЗАО «Дж. Т. И. по маркетингу и продажам» (дочерняя компания JTI) около $70 млн налогового долга за 2000 год.
Государственная энергоотдача
Государство готово возвращать инвесторам 100% средств, потраченных на строительство электростанций, которые помогут в борьбе с энергодефицитом. Такое положение содержится во внесенном в правительство России проекте постановления о гарантировании инвестиций в электроэнергетику. В Минпромэнерго ожидают, что этот документ откроет дорогу для инвестиций в генерацию, причем не «портфельных, а непосредственных». Согласно этому механизму, «Системный оператор» при участии местных властей будет проводить конкурс инвестиционных проектов в дефицитных регионах. Победит на нем компания, которая подаст заявку с наименьшей стоимостью. После ввода станции инвестору компенсируется разница между ценой электроэнергии, которая сложилась на рынке, и той, которая необходима для окупаемости проекта. Средства, необходимые для компенсации, планируется заложить в тариф «Системного оператора» в виде дополнительной платы за мощность.
Stolichnaya уходит к французам
Самая известная марка русской водки в мире Stolichnaya может перейти под контроль французской Pernod Ricard. Вчера компания заключила с владельцем брэнда, группой Юрия Шефлера SPI, соглашение на дистрибуцию водок SPI и брэнда Stolichnaya по всему миру. Также Pernod Ricard получила эксклюзивное право выкупить брэнд и внесла залог в 100 млн евро. Участники рынка уверены, что за заявлением последует продажа брэнда Stolichnaya Pernod Ricard, и оценивают стоимость Stolichnaya в $600 млн. Есть мнение, что SPI решила продать Stolichnaya именно из-за спора с ФКП «Союзплодоимпорт», которая оспаривает права на марку. «Сейчас Stolichnaya начинает сдавать позиции за рубежом, а вкладываться в рекламу во время судебных разбирательств Шефлер не желает»,- отмечает собеседник «Бизнеса». К тому же ФКП будет сложнее отнять брэнд у крупной международной компании, добавляет он.
«Белый рыцарь» для Владимира Потанина
Как уже сообщал «Бизнес», РАО «ЕЭС России» рассматривает возможность приобретения у «Интерроса» блокирующего пакета «Силовых машин». Однако не исключено, что конечным бенефициаром сделки между энергетическим холдингом и машиностроительным концерном станет Газпромбанк. Примечательно, что в начале августа этого года исполнительным директором «Силовых машин» был назначен выходец из ГПБ Александр Глухов, до недавнего времени возглавлявший службу внутреннего контроля АСЭ. А чуть ранее, в начале июня, Владимир Потанин перекинул еще один «мостик» в сторону ГПБ, продав контрольный пакет «Известий» холдингу «Газпром-медиа», который, в свою очередь, принадлежит ГПБ. Причем генеральный директор «Газпром-медиа» Николай Сенкевич на днях был назначен вице-президентом Газпромбанка. Отнюдь не исключено, что в сделке по приобретению РАО ЕЭС 22,43% акций «Силовых машин» найдется место и для ГПБ. Как сказано в пресс-релизе энергохолдинга, покупку доли «Силовых машин» РАО ЕЭС «намерено осуществить за счет привлечения кредитных ресурсов». ГПБ буквально на днях разместил очередной выпуск еврооблигаций на $1 млрд - этой суммы хватит и на контрольный пакет «Силовых машин». Тем более что «трансформация векселей в акции» - для ГПБ вполне посильная задача. Да и сотрудничество с «Атомстройэкспортом» у него тоже начиналось именно с открытия кредитной линии.
Искренне ваш товарный знак
«Аэрофлот» защитил свои товарные знаки, став официальным правообладателем стилизованной улыбки в виде российского триколора и общеупотребительного, в том числе в бизнес-переписке, словосочетания «Искренне ваш» («Sincerely Yours). «Аэрофлоту» принадлежат права на эти товарные знаки по всем группам товаров и услуг. Другими словами, использование общеупотребительного выражения «Искренне ваш» запрещено не только в авиационном бизнесе, но и в любой другой предпринимательской деятельности. Однако патентные поверенные уверены в том, что через три года любой желающий сможет оспорить права «Аэрофлота» на эти товарные знаки. Для этого нужно доказать, что «Аэрофлот» не использует товарные знаки по всем группам товаров и услуг.
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБОЗРЕНИЕ [НЕДВИЖИМОСТЬ]
От сельпо к супермаркету
За последние 10 лет требования, предъявляемые покупателями к загородным поселкам, существенно ужесточились. Если раньше приоритетными для большинства покупателей были местоположение и качество строительства, то сейчас многие уделяют особое внимание также и инфраструктуре поселка, в котором им предстоит обитать. Особенно критично оценивают инфраструктуру покупатели, собирающиеся жить за городом постоянно.
Водно-лыжное направление
Дмитровское шоссе сегодня является одним из самых развивающихся направлений. По данным экспертов рынка недвижимости, в рейтинге объявленных инвестиций в текущем году Дмитровка уверенно занимает первое место, опережая Рублево-Успенское и Новорижское направления. Аналитики связывают это со сложившейся спортивно-развлекательной инфраструктурой (здесь расположены спорткомплексы «Яхрома», «Сорочаны», «Волен»), природным горным ландшафтом и выходом к крупным водохранилищам: Пироговскому, Клязьминскому, Пестовскому, Пяловскому и Икшинскому. В ноябре 2004 года по Дмитровскому направлению предлагалось 25 коттеджных поселков, из них 12 - в пределах 15 км от МКАД, пять - в зоне 15-30 км и восемь — за 30 км. Сейчас на Дмитровке предложение составляет около 36 поселков, 16 из которых полностью заселены.
Предать деньги земле
С принятием федерального закона «О долевом строительстве» инвестиции в недвижимость с помощью закрытых паевых инвестиционных фондов недвижимости (ЗПИФН) стали более распространенными. Постепенно игроки этого рынка стали обращать внимание на почти незанятую сегодня нишу: вложение средств в землю и связанные с землей проекты. Тем не менее сегодня на рынке очень мало ПИФов, работающих с данной категорией недвижимости: вероятно, вера в безопасность и доходность вложений в землю еще не полностью охватила ряды наших граждан. Как отмечают участники рынка, земельные фонды обычно создаются в целях реализации девелоперских проектов.