Жилищная ревизия
Московские власти намерены вернуть себе утраченный ранее контроль за переустройством жилых и нежилых помещений в столице. Вчера на заседании правительства Москвы мэр города Юрий Лужков предложил Мосгордуме подготовить и внести в Госдуму поправки в Жилищный кодекс, которые упростят процесс оформления документов по перепланировке помещений, а также позволят передать регионам полномочия по контролю за переустройством жилого и нежилого фонда, которые по новому ЖК отошли федеральной власти. Если законодатели не согласятся с инициативой мэра, то Лужков пообещал опротестовать ряд норм Жилищного кодекса в Конституционном суде. Предложение Юрия Лужкова по упрощению процедуры оформления перепланировок может существенно облегчить жизнь гражданам, но оставить без работы фирмы-посредники, которые специализируются на оказании подобных услуг.
Дисконт от Минфина
С 1 января 2006 года предприниматели получат право занижать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на сумму скидок, бонусов и премий, выплачиваемых покупателю. Об этом Минфин сообщил в письме № 03-03-04/1/79, которое вчера появилось в правовых базах. Принятые летом этого года поправки в 265 статью НК установили, что расходы в виде премии или скидки, предоставляемой покупателю, будут считаться внереализационными и, соответственно, учитываться при занижении базы по налогу на прибыль. Впрочем, по мнению налоговых экспертов, предпринимателям рано радоваться: никакого занижения базы по налогу на прибыль при розничных продажах не получится, ведь на кассе пробивается и фиксируется цена товара уже с учетом всех скидок. Скидка это вообще понятие виртуальное, и предприниматель никак не сможет доказать налоговикам, что он уменьшил цену товара на какую-то сумму. Скорее всего, инициатива Минфина внесет некоторую ясность при оптовых продажах между юридическими лицами, считают эксперты.
Экспортерам вернут НДС
Депутаты Госдумы решили исправить техническую ошибку в законодательстве, из-за которой, по мнению Федеральной налоговой службы (ФНС), экспортеры, бизнес которых никак не связан с особыми экономическими зонами (ОЭЗ), с 1 января 2006 года могли утратить право на возмещение НДС. Месяц назад ФНС обнародовала письмо, в котором фискалы сообщили, что с 1 января 2006 года все экспортеры лишатся права на возмещение НДС из бюджета. Налоговики ссылались на поправки, которые были приняты в НК в связи с вступлением в силу закона об ОЭЗ. Они обязывали экспортеров представлять дополнительные документы для подтверждения права на уплату НДС по нулевой ставке. Проблема заключалась в том, что у экспортеров, которые не торгуют с ОЭЗ, таких документов нет и быть не может. На днях в Госдуму поступили исправляющие оплошность законодателей поправки.
Сорок миллионов для малого бизнеса
Подмосковные власти намерены направить на программу поддержки малого бизнеса в 2006 году 41,8 млн руб. Именно такая сумма заложена в проекте бюджета на будущий год, который вчера был одобрен на заседании правительства Московской области. Эксперты отмечают, что сумма внушительная, но сомневаются, что власти сумеют правильно ей распорядиться: в целом программа поддержки малого предпринимательства изобилует спорными моментами.
«Евразхолдинг» планирует дубль
Группа «Евразхолдинг», возможно, в ближайшее время разместит на рынке дополнительный объем своих акций (июньское IPO на Лондонской фондовой бирже 8,3% своих акций принесло Evraz Group S. A. $422 млн). Об этом заявил директор по корпоративным вопросам компании Александр Фролов. Речь, скорее всего, идет лишь о 1,5% акций, но продажа даже такого пакета принесет холдингу около $70 млн и позволит улучшить его финансовые показатели на фоне снижения цен на сталь. Кроме того, «Евразхолдинг» намерен до конца года закрыть сделку по приобретению чешской Vitkovice Steel и увеличить свои доли в угольных предприятиях Кузбасса крупнейшей в России шахте «Распадская» и «Южкузбассугле» до контрольных.
Право на «жизнь»
Беспрецедентный иск лидера страхования жизни Столичного страхового общества (ССО) к страховому регулятору закончился победой страховщика. Вчера московский арбитражный суд признал недействительным майский приказ о приостановлении лицензии ССО. Теперь компания сможет осуществлять все виды страхования, в том числе страхование жизни, которое устойчиво ассоциируется с зарплатными схемами. Страхнадзор смирился с поражением служба не собирается оспаривать решение суда. Это не первая победа ССО на прошлой неделе суд признал недействительным приказ об отзыве лицензии, входящей в группу ССО небольшой компании «Омега».
IPO для девелопера
Вслед за ритейлерами IPO всерьез заинтересовались и девелоперы. Спустя год после размещения «Открытых инвестиций» о грядущем IPO объявил крупный петербургский девелопер и оператор игорного бизнеса «Талион». Группа планирует разместить на ММВБ 10% акций и может привлечь $25-30 млн. Полученные средства планируется направить на расширение гостиничного комплекса «Елисев палас отель», а также на строительство гостиниц и бизнес-центров в Петербурге. Участники рынка отмечают, что интерес девелоперов к IPO свидетельствует о том, что отрасль выходит из тени.
Lenovo перезагружает рынок
В конце недели крупный китайский производитель компьютеров Lenovo, купивший сборочное производство IBM объявит о выходе на российский рынок. В России основным продуктом Lenovo станут ноутбуки под брэндом ThinkPad. До конца 2005 года на их корпусах будет фигурировать и название IBM, а уже в первом квартале 2006 года все персональные компьютеры будут выпускаться под брэндом Lenovo. Что касается распространения, то еще в мае руководство обеих компаний заявило о том, что Lenovo унаследует российскую дистрибуторскую сеть IBM. Компания также продолжит работать с корпоративными клиентами и продавать им ноутбуки ThinkPad, настольные ПК ThinkCenter и мониторы ThinkVision. По мнению участников рынка, компании вполне по силам занять место в тройке лидеров по продажам ноутбуков и компьютеров в России.
«Юнитекс» породнится с «Ксенией»
На розничном рынке офисной мебели состоялось первое слияние торговых сетей. Компания «Юнитекс» начала управлять сетью «Ксения мебель», владельцы которой решили сосредоточиться на производстве. По данным «Юнитекса», компания занимает 12% российского рынка офисной мебели общим объемом $300-400 млн, «Ксения мебель» примерно 3%. Таким образом, вместе они будут контролировать около 15% розничных продаж офисной мебели. Эксперты полагают, что от сделки в первую очередь выиграет «Ксения»: компания сможет воспользоваться технологиями партнера, а заодно подкорректировать собственную сбытовую и ассортиментную политику.
Раздача контейнеров
Российские компании все сильнее увлекаются промышленным франчайзингом. Вслед за производителем слабоалкогольных коктейлей «Хэппилэнд» им занялась входящая в холдинг «Марта» «Национальная упаковочная компания "Пагода"». Она начала продавать права на производство жесткой полимерной упаковки (пищевые контейнеры) под одноименным брэндом. «Нам выгоднее предоставить оборудование и технологию местной компании, знакомой со спецификой региона и налаженными связями, чем вкладывать $500 тыс. в строительство собственных производств и осваивать рынок с нуля»,- поясняют в компании. За два года компания намерена занять 30% рынка жестких полимерных упаковок, объем которого в 2005 году, по прогнозам «Марты», составит $150 млн.
Умер президент «Видео Интернешнл»
Вчера на 49 году жизни от рака скончался Юрий Заполь, основатель и президент группы «Видео Интернешнл» (ВИ). Рекламисты считают, что со смертью Заполя закончилась целая эпоха в российском медиабизнесе: «Ушел человек, который определял ход развития рекламного бизнеса в России на протяжении последних 15 лет. Он был лучшим». ВИ не сообщает, к кому перейдет доля Юрия Заполя в компании. Структура акционеров ВИ никогда не раскрывалась, так что даже размер этой доли неизвестен.
Центробанк увлекся символикой
На конференции с символичным названием «На пути к сбалансированной экономике» первый зампред Центробанка Алексей Улюкаев анонсировал сразу несколько мер, символизирующих стремление ЦБ к либерализации финансового рынка и повышению доступности кредитов. Во-первых, Банк России, по его словам, намерен в ближайшее время отказаться от обязательной продажи валютной выручки экспортерами. По мнению экспертов, громкое обещание ЦБ в случае его реализации даст чисто символический эффект. Более радикальным шагом может стать анонсированное Улюкаевым снятие всех ограничений с валютных операций, введение конвертируемости и свободного курса рубля. «Без механизма свободного плавания невозможно инфляционное таргетирование, которое мы ставим целью в среднесрочной перспективе». «Думаю, что к концу года, если мы выполним задачу по уровню инфляции в 10%, то сможем сделать шаги в сторону снижения ставки рефинансирования»,- прозвучало третье громкое заявление чиновника. Сейчас ставка рефинансирования составляет 13%, и ЦБ планирует ее снизить сначала на 0,5%, а затем постепенно уменьшать с шагом 0,25%. Теоретически уменьшение ставки должно привести к снижению ставки кредитов в коммерческих банках, но на практике ничего подобного не случится. Чтобы ставка оказывала реальное влияние на динамику денежного предложения, ее нужно понизить минимум до 9%, утверждают эксперты.
Деньги из воздуха
Авиакомпания «Трансаэро» в ближайшее время получит дополнительный доход в размере $6-8 млн в год. Как стало известно «Бизнесу», перевозчику удалось добиться возвращения компенсационных платежей от двух тайваньских авиаперевозчиков (China Airlines и Eva Air) за пролет над территорией России. В сентябре прошлого года прежний глава Росавиации Николай Шипиль не продлил лицензию «Трансаэро» на рейс Москва-Тайбей-Москва из-за нерегулярности полетов в Тайвань, а компенсационные платежи распорядился направлять на расчетный счет Главного центра планирования потоков воздушного движения, находящегося в ведении Росавиации. Добиться возвращения платежей «Трансаэро» удалось после отставки Шипиля и при помощи министра транспорта Игоря Левитина, который 22 августа распорядился продлить лицензию «Трансаэро» на маршрут Москва-Тайбей-Москва и «привести нормативно-правовую базу по оплате пролетов над территорией России тайваньскими авиакомпаниями в рамки существующих до сентября 2004 года договоренностей».
Зерно раздора
Сегодня крупнейшие отечественные компании-экспортеры зерна «Международная зерновая компания», «Астон», «Юг Руси-агро» и «Югтранзитсервис-агро» направили официальное письмо Алексею Гордееву с просьбой внести предложение в правительство о понижении железнодорожных тарифов на перевозки зерна в России как минимум на 15%, а также стоимости услуг по сертификации и таможенному оформлению зерна в портах России на 25%. Зернотрейдеры уверены, что Россия находится в неравных конкурентных условиях с Украиной и Казахстаном. Правительство Украины уже снизило тарифы на перевозку экспортного зерна на 15,26% для всех субъектов зернового рынка, а также ставку по сертификации и таможенному оформлению зерна в портах на 25%, распорядившись кроме того максимально снизить портовые сборы и стоимость услуг в морских торговых портах при экспорте зерна. А казахстанские железные дороги обратились к ОАО РЖД с просьбой о предоставлении скидки с транзитного тарифа на территории РФ в размере 40%.
Гадание на нефтяной гуще
Глава Минприроды (МПР) Юрий Трутнев призывает нефтяников всего мира на российский арктический шельф. По его словам, к 2020 году там будут открыты несколько гигантских месторождений нефти. Пока, правда, в этих регионах не проведено даже разведочное бурение. Тем не менее уже в ближайшие годы планируется провести тендеры «по нескольким перспективным блокам с подтвержденными ресурсами». Однако есть несколько тонкостей: ресурсы еще далеко не запасы, а контроль над действительно привлекательными шельфовыми активами все равно останется за избранными российскими компаниями. Вложения в геологоразведку сегодня минимальны, а шумиха о перспективах добычи нужна, чтобы привлечь инвесторов, уверены эксперты. По словам Трутнева, за все время действия программы МПР планирует потратить на геологоразведку шельфа $1,2 млрд бюджетных денег и предполагает привлечь еще около $4,5 млрд от недропользователей. Но все это пока планы, считают в Университете нефти и газа. Реальность же такова, что Россию может ожидать дефолтный обвал добычи нефти. Объем разведанных запасов в стране всегда в четыре-пять раз превышал объемы добычи, а сегодня эксплуатируются давно открытые, истощенные месторождения.
Иностранные инвесторы оценили Россию
Большая часть иностранных инвесторов вполне довольны работой в России, а 80% предпринимателей в перспективе планируют расширять здесь свою деятельность. Такие данные привел вчера координатор со стороны иностранных членов Консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ) Майкл О? Нил, ссылаясь на исследование, проведенное в рамках работы совета. «В настоящее время Россия по инвестиционной привлекательности находится на втором месте в Центральной и Восточной Европе, к сожалению, после Польши. Наша первая цель сделать так, чтобы Россия заняла первое место по инвестиционной привлекательности»,- делился амбициозными планами КСИИ Майкл О? Нил. В целом зарубежные предприниматели одобряют большую часть экономических преобразований, происходящих в России. В первую очередь они довольны тем, что правительство наконец решилось создавать особые экономические зоны (ОЭЗ). Со слов членов совета, для полного счастья зарубежным инвесторам не хватает лишь снятия ограничений на доступ их капиталов в стратегические секторы экономики.
Грузовики въедут в ценовую войну
Продавать грузовые автомобили выгоднее, чем легковые. Такой вывод содержится в опубликованном на днях годовом отчете о доходности автопрома международной консалтинговой компании A. T. Kearney. Аналитики отмечают, что в сегменте грузовых автомобилей прослеживается тенденция, утвердившаяся на рынке легковых автомобилей: потребители пересаживаются с традиционно отечественных автомобилей на иномарки зарубежной и российской сборки. За 2004 год рынок грузовых автомобилей в России вырос на 12%, при этом выпуск российских грузовиков увеличился лишь на 4%. Эксперты опасаются, что лихорадочный рост рынка коммерческих автомобилей в России закончится кризисом спроса и, как следствие, ценовой войной, подобной той, что развернулась в США в 2001 году, когда автопроизводители привлекали покупателей беспрецедентными скидками и бонусами.
Детское питание, навоз и стройматериалы
Оценить объем рынка московских грузовых автомобильных перевозок довольно сложно. По признанию самих участников рынка, большую его часть контролируют перевозчики, владеющие одной-двумя машинами, выполняющие разовые заказы и не предоставляющие никакой отчетности. В одной и той же машине возят порой несовместимые грузы. На московский регион приходится около 10% объема всех автоперевозок в стране, то есть примерно 4800 млн тонн грузов. Прогноз объема перевозок по импорту на 2005 год свыше 40 млн тонн. Несмотря на относительно невысокую экономическую эффективность автоперевозок на дальние расстояния и, как следствие, относительно низкий общий грузооборот, автомобильный транспорт является лидером по объему перевозок грузов на российском рынке транспортных услуг, отмечают эксперты. В общем объеме грузоперевозок в Москве продукты питания составляют примерно 45%. На втором месте с долей в 30% находятся стройматериалы. Остальные 25% делят между собой промтовары, канцтовары, текстиль, бытовая техника, автозапчасти и прочее. В грузоперевозках следует различать два сектора: business to business (b2b) и business to customer (b2c). Соотношение сегментов b2b и b2c составляет 4:1. К b2b эксперты относят доставку покупок из магазинов бытовой техники («М. Видео», «Техносила»), мебели (IKEA), интернет-магазинов. Значительную часть сегмента b2c составляют предметы каталожной торговли. К этому сегменту относятся услуги таким компаниям, как Oriflame, Avon, Herbalife и т. п.
Знаешь цену отобьешь клиента
В расценках на транспортные услуги обычно используется часовая оплата и минимальный объем заказа. Однако есть и исключения: если компания работает на сборных грузах, она считает цены в килограммах перевозимого груза. А автокомбинаты считают дополнительные километры. «В перевозках главное цена. Знаешь цену, поставишь чуть ниже залезешь к клиенту»,- говорит генеральный директор компании «Ивектор» Виталий Илюхин. По его словам, у «Ивектора» конкуренты так переманили несколько клиентов, однако через год те вернулись, обнаружив, что у конкурента недостаточный автопарк и качество услуг. Базовая ставка на автомобиль грузоподъемностью 1,5-5 тонн («Газель», «Бычок» или «ЗИЛ») составляет $100 в день. За эти деньги автомобиль развозит груз из комбината по нескольким магазинам, а также оформляет документы. В эту цену входит замена автотранспорта в случае поломки, а для старых клиентов и пропуска в центр города. При этом водители «Газели» или «ЗИЛа» в Москве получают в среднем 15-18 тыс. руб., десятитонника 17-20 тыс. руб., а фуры не меньше $1 тыс.
«Часто тормозит только одно колесо»
Серьезными проблемами для рынка грузоперевозок являются низкие расценки, ненадежность кадров, засилье независимых диспетчеров, запрет въезда в центр, пробки в Москве, разбросанность бизнеса по разным улицам и частям города и необязательность клиентов. Демпинг со стороны перевозчиков и заказчиков приводит к тому, что низкие расценки на транспортные услуги не позволяют водителям даже ремонтировать автомобиль в полном объеме. Так, чтобы сэкономить, они отключают тормозные колодки на четырех мостах из пяти, и ситуация, когда грузовик тормозит одним правым передним колесом, встречается довольно часто. «Когда я слышу, что "КамАЗ" столкнулся с каким-то другим автомобилем и, согласно предварительной версии, у "КамАЗа" отказали тормоза, я понимаю, что они не отказывали, а их просто не было, потому что при экстренном торможении одного тормозящего колеса недостаточно»,- говорит один из участников рынка. Кроме того, сегодня перевозчики находятся в правовом вакууме. Они до сих пор работают по уставу автомобильного транспорта РСФСР 1969 года или по закону об экспедиционной деятельности от 2003 года. По словам перевозчиков, многие статьи этих законов, регламентирующие документооборот, редко выполняются на практике. Например, в рейс должны выдаваться четыре товарно-транспортные накладные, а грузоотправитель обычно выдает одну-две. В случае возникновения спорных ситуаций для рассмотрения дела в суде не хватает документов, и определить ответственность экспедитора, перевозчика или грузоотправителя оказывается невозможно.
Взятки на мизере
Транспортные компании либо не имеют собственного автомобильного парка вообще, либо держат его на минимальном уровне. Это позволяет сэкономить на налоге на имущество и операционных расходах. Впрочем, в периоды возросшего спроса появляется риск, что компания не получит нужное количество машин. «У нас нет задачи наращивания собственного парка. В основном мы используем автомобили наших подрядчиков»,- говорит начальник управления по развитию бизнеса компании «Армадилло» Анна Клинскова. По ее словам, в частности это обусловлено нежеланием увеличивать издержки, связанные с содержанием дополнительного персонала и водителей, а также с обслуживанием автомобилей. Во-вторых, транспортный бизнес подвержен сильным сезонным колебаниям. Так, если в четвертом квартале наблюдается мощный подъем, то с января по март происходит сильное падение. Поэтому, по мнению Клинсковой, имеет смысл поддерживать минимальную численность парка, чтобы в период падения спроса он был полностью загружен. В то же время, отмечает Клинскова, штат водителей, которые работают в «Армадилло», более или менее постоянен, так как они должны знать процедуру передачи товара, оформления документов, а также технику общения с клиентами.