Иррациональное зерно
Эпидемия птичьего гриппа в России неожиданно отразилась на рынке зерна. Один из крупнейших мировых импортеров ячменя Иран отказался от поставок зерна из России и Казахстана. В Астраханскую торгово-промышленную палату поступил заказ от частного лица о переводе официального письма из Ирана на русский язык, из этого письма следовало, что Иран отказывается от российского и казахстанского импорта зерна в связи с эпидемией птичьего гриппа. Ведомство уже направило официальный запрос в консульство Ирана в Астрахани по этому вопросу, но ответа пока не последовало. Участники рынка недоумевают, а трейдеры подсчитывают убытки. По их информации, Иран уже отказался от поставок на 100 тыс. тонн ячменя. В итоге этот товар вернулся на внутренний рынок, и цена на ячмень упала в среднем с 3 тыс. руб. до 2,6-2,7 тыс. руб.
Милицию ограничили в проверках
Полномочия сотрудников органов внутренних дел при проведении налоговых проверок отныне сильно ограничены. Вчера глава МВД Рашид Нургалиев подписал приказ, четко регламентирующий порядок проведения налоговых проверок работниками милиции. Отныне сотрудники милиции не смогут опечатывать кассы и помещения на время проведения проверок. Срок самой ревизии теперь не должен превышать 30 дней. Изменились и правила отсчета срока проведения инспекции. Моментом начала налоговой проверки будет считаться день вынесения постановления о ее проведении, тогда как ранее отсчет шел с того дня, как руководителю организации сообщалось о том, что ему следует ждать визита налоговых специалистов из МВД. Окончанием срока проверки остается день подписания акта проверки. Документом также установлен четкий перечень лиц, имеющих право выдавать разрешение на проверки. Кроме того, теперь милиционеры при проведении проверок имеют право изымать документы только с обязательным составлением протокола и описи изъятых бумаг, а в случае изъятия оригиналов документов они будут обязаны изготовить их копии, которые должны быть переданы предприятию. Впрочем, эксперты не спешат радоваться этим изменениям, заявляя, что утверждение новых правил проверок не более чем PR-акция МВД.
Индонезия в пучине кризиса
Вчера курс индонезийской рупии упал на 9%, при том что за весь август курс национальной валюты понизился лишь на 10%, а за год на 16%. Местный финансовый кризис, достигший тем самым своего апогея, не на шутку испугал мировых и российских аналитиков. Они вспомнили, что аналогичные события в Индонезии в 1997-1998 годах привели к мировому финансовому кризису, став в том числе одной из причин августовского дефолта в России.
Хот-дог попал под единый налог
Продавцы горячих бутербродов и пирожков в ряде регионов теперь могут использовать судебный опыт своего коллеги из Архангельска, чтобы на законных основаниях перейти с общего режима налогообложения на уплату единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (ФАССЗО) постановил, что реализация продукции с тепловых передвижных прилавков относится к розничной торговле, а не к сфере общественного питания, поэтому продавцы могут заменить НДС.
Полтора миллиарда для малого бизнеса
Стали известны победители проведенного Минэкономразвития конкурса среди регионов по поддержке малого бизнеса, на которые в федеральном бюджете на этот год выделено 1,5 млрд руб. Самый большой грант (230 млн руб.) достался Татарии на создание фонда поддержки малого бизнеса и поддержку малых предприятий, занимающихся экспортом товаров и услуг. Второе место по размеру выделенных средств занимает Москва. Из федерального бюджета столице будет выделено 100 млн руб.- и тоже на создание фонда по поддержке малого бизнеса. Всего средства на строительство бизнес-инкубаторов будут выделены на 44 региональных проекта. Деньги на создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере будут предоставлены семи регионам Москве, Карачаево-Черкесии, Красноярскому краю, Московской, Пермской, Томской областям, республике Татарстан.
Германия готовится к «налоговому кошмару»
Судя по всему, жителей Германии в ближайшем будущем ждет радикальная реформа подоходного налога, которую немецкие экономисты уже окрестили «налоговым кошмаром». В случае если после парламентских выборов лидер христианских демократов Ангела Меркель сменит на посту канцлера ФРГ Герхарда Шредера, то прогрессивная шкала подоходного налога будет заменена плоской с единой ставкой 25%. Оппоненты атакуют идею по двум направлениям. Во-первых, единый подоходный налог противоречит немецким представлениям о социальной справедливости. Некоторые даже пугают, что плоская шкала поставит беднейшие слои населения за грань выживания. Во-вторых, социал-демократы указывают: если налоговая нагрузка снизится, то бюджету не хватит средств, чтобы профинансировать все обязательства. Также ХДС обещает упразднить все налоговые льготы для граждан и субсидии для предприятий.
Ответная атака с устранением
В нескончаемой судебной войне между акционерами «Вымпелкома» Telenor открыл новый «фронт». Норвежцы подали иск в суд Нью-Йорка, требуя отстранения представителей дочерних структур «Альфы» от голосования на внеочередном собрании акционеров оператора по вопросу покупки «Украинских радиосистем». Норвежцы настаивают, что прежде «Альфа» должна скорректировать свои заявления о том, что Telenor занизил стоимость украинского оператора. Эти заявления содержались в письме, разосланном акционерам «Вымпелкома» перед внеочередным собранием 14 августа. Также норвежцы уверены, что в этом письме «Альфа» допустила «финансовые неточности и пропуски» (the material misstatements and omissions) в отношении объема своих инвестиций в развитие сети «Билайн». Обращение в суд Telenor аналитики оценивают больше как психологический шаг в ответ на атаки «Альфы» доказать в суде свою правоту норвежцам будет крайне сложно.
«Альфа» поедет на ижевской Kia
В российский автопром потянулись портфельные инвесторы. Управляющая компания «Альфа-Капитал» объявила о планах по приобретению 5% акций ОАО «Иж-Авто». Ранее владельцем 6% акций другого российского автопроизводителя ОАО «АвтоВАЗ» стала инвесткомпания AG Capital, представитель которой вошел в состав совета директоров волжского завода. Эксперты прогнозируют, что ситуация вокруг «Иж-Авто» будет развиваться по похожему сценарию: рано или поздно «Альфа-Капитал» пожелает ввести своего представителя в совет директоров предприятия, чтобы принимать участие в его деятельности. В УК «Альфа-Капитал» не скрывают, что хотели бы добавить в свой портфель и другие автопромышленные активы: «Если бы в России нашелся еще один производитель иномарок, не отягощенный российскими активами, мы бы охотно рассмотрели это предложение».
«Инком» первым пригубил Cherry
Компания «Инком-авто» объявила о подписании дилерского соглашения с китайским автопроизводителем Cherry и стала первым из трех официальных дилеров завода в Москве. В октябре начнутся продажи четырех моделей городского мини-автомобиля S11 (оригинальное название QQ, копия Daewoo Matiz) за $6990, седана эконом-класса А15 (Feng Yun на базе SEAT Toledo) за $11 150, седана бизнес-класса В11 (Flying Spur на базе Toyota Camry) за $18 990 и внедорожника Т11 (Tiggo на базе Toyota RAV-4) за $19 990. Перспективы их, по мнению аналитиков, не очень радужны: цены не обеспечивают им решающего преимущества перед корейскими конкурентами, уже завоевавшими положение на рынке.
Tissot и Certina достались PrimeTime
Как стало известно «Бизнесу», швейцарский часовой холдинг Swatch Group решил кардинально поменять систему дистрибуции своих марок на территории России. Вслед за Mercury, получившим эксклюзив на Omega, аналогичные права на брэнды Tissot и Certina достались компании PrimeTime. Сейчас дистрибуцией Tissot и Certina занимаются PrimeTime и еще один дистрибутор «Адора». «Адора» может заказывать часы Swatch Group до 31 января 2006 года. Участники рынка констатируют, что PrimeTime заключил выгодную сделку: в 2004 году объем продаж Tissot в России составил около 115 тыс. штук, или $28 млн в розничных ценах, Certina около 9 тыс. штук, или $2 млн. Эксперты полагают, что, сокращая число дистрибуторов, Swatch Group готовится к созданию собственной системы продаж.
Таможня пропустит экспресс
Представители экспресс-перевозчиков DHL, FedEx, TNT, UPS, Pony Express просят у правительства упростить и ускорить порядок таможенного оформления своих грузов. Их просьбу поддержал заместитель руководителя Федеральной таможенной службы (ФТС) России Леонид Лозбенко. Перевозчики хотели бы облегчить мультимодальный (автомобиль-самолет-автомобиль) внутритаможенный транзит с использованием автомобилей, не принадлежащих перевозчику, они попросили разрешить перевозить таможенные и нетаможенные грузы на одном автомобиле, а также предложили распространить и на экспорт правило, согласно которому товары на сумму до 5 тыс. руб., следующие в течение одной недели в адрес одного получателя, не облагаются сборами. Если изменения будут внесены в Таможенный кодекс, рентабельность перевозок повысится, а объем заказов увеличится, уверены перевозчики.
Звездный альянс для UTair
Российская авиакомпания UTair официально подтвердила факт переговоров с одним из трех глобальных авиационных альянсов Star Alliance о возможности вступления в него. Альянс возглавляет немецкая Lufthansa, которая с помощью UTair хочет упрочить позиции на российском рынке UTair по объемам внутрироссийских перевозок является сейчас третьей компанией России, уступая только «Сибири» и «Аэрофлоту». UTair в свою очередь получит выход на международные линии до сих пор она летала только по странам СНГ и осуществляла чартерные перевозки.
Заем под IPO
Руководство «Мотовилихинских заводов» нашло способ привлечь деньги без риска для структуры акционеров. Совет директоров предприятия принял решение о проведении облигационного займа объемом до 1,5 млрд руб. На эту меру менеджмент предприятия был вынужден пойти в связи с отказом акционеров одобрить допэмиссию акций на ту же сумму. В качестве партнеров по размещению выбраны Внешторгбанк и АКБ «Номос-банк». Привлекаемые деньги прежде всего нужны для погашения старых кредитов с менее выгодными условиями на это уйдет около 500 млн руб. из общей заемной суммы. Остальные деньги помогут предприятию выжить в отсутствие устойчивого спроса на оборонную продукцию. Заем станет первой страницей «кредитной истории» бывшего оборонного предприятия, обеспечив ему благоприятные условия для дальнейшего IPO, которое холдинг планирует на 2007 год в России, а в 2008 году в Лондоне.
Налоговики зря тратят наши деньги
Налоговые органы тратят массу времени и сил, проводя встречные проверки поставщиков налогоплательщиков по запросам других налоговых инспекций и, напротив, оформляя запросы о проведении встречных проверок другими инспекциями. Зачастую такие проверки оказываются невозможными и, ссылаясь только на это, налоговые органы отказывают в возмещении НДС. Так они поступают, как правило, в двух случаях: либо налоговой инспекции не удается обнаружить поставщика в связи с его отсутствием по юридическому адресу (или иному адресу, указанному в счете-фактуре), либо она просто не успевает получить от коллег отчет по проведенной встречной проверке. Как показывает практика, эти проблемы суды справедливо считают проблемами исключительно самих инспекций.
Финансы из Поднебесной
Вслед за японскими банкирами российским рынком заинтересовались китайцы. Крупнейший Торгово-промышленный банк Китая собирается открыть в России «дочку». Основным направлением его работы станет поддержка китайских инвестиций в Россию. Вчера руководство китайского банка получило личное одобрение председателя ЦБ Сергей Игнатьева, посоветовавшего банку подавать документы на лицензирование. Это одобрение пришлось как нельзя кстати: вчера в Москве закончил работу российско-китайский банковский форум. «Дочка» Торгово-промышленного банка Китая станет не первой в России, с 1997 года в Москве работает банк ЗАО АКБ «Банк Китая (ЭЛОС)». Выход Китая на российский банковский рынок эксперты объясняют политическими причинами происходит стратегическое сближение между Россией и Китаем. Объемы российско-китайской торговли составили в 2004 году $21 млрд. Большая часть этих денег прошла через зарубежные банки. По мнению экспертов, чем больше двухсторонних сделок будет обслуживаться в банках России и Китая, тем быстрее будет увеличиваться товарооборот между странами.
Mild Seven меняет имидж
Табачные компании полюбили рестайлинг. Вслед за Pall Mall, Dunhill и Davidoff внешний вид меняет брэнд Mild Seven (Japan Tobacco Inc., JTI). Российский рестайлинг Mild Seven обещает стать самым заметным на рынке в этом году: японская корпорация не только полностью поменяла форму пачки, ее вид и цветовую гамму, но и отказалась от одного из самых распространенных при рестайлинге каналов продвижения наружной рекламы. JTI планирует продвигать Mild Seven в основном в BTL и торговом маркетинге. Обновленный Mild Seven был представлен два года назад на японском рынке. Россия стала второй страной, где был проведен рестайлинг брэнда. Новый Mild Seven похож на другие сигаретные марки категории премиум c округленными углами пачки. Фирменным цветом стал синий вместо белого, а логотип повторяет знак, используемый командой Mild Seven Renault F1 в гонках «Формула-1».
Сборная России проигрывает на своем поле
Закончившийся в воскресенье московский автосалон MIMS-2005 подчеркнул тенденции, которые сейчас проявляются на российском авторынке. Экспозиция отечественных производителей легковых автомобилей оказалась самой блеклой за последние годы. В отличие от мировых автомобильных компаний российские старались выкатить на подиум автосалонов максимум будущих новинок, до запуска которых в производство проходили годы. На сей раз даже «концептов» было минимальное количество новизна сводилась к улучшению действующих моделей. С учетом рыночных успехов иностранных автопроизводителей и, наоборот, стагнации российских можно сделать вывод, что постепенное замещение отечественных машин иномарками (как импортными, так и российской сборки) в среднесрочной перспективе будет продолжаться.
ПАЗ в большом City
Единственный сектор автомобильного рынка, где российские автопроизводители остаются на доминирующих ролях,- производство автобусов. Несмотря на появление серьезных азиатских конкурентов, на московском автосалоне отечественные компании показали, что готовы отстаивать долю рынка, а также выполнять пожелания перевозчиков и властей. Входящая в холдинг «Руспромавто» компания «Русские автобусы» представила новинки как раз в тех же секторах, что и конкуренты. В сегменте средних автобусов на рынок вышел КАвЗ-32081 «Валдай» автобус Курганского автозавода на шасси новинки ГАЗа «Валдая». Автобус рассчитан на 35 человек, имеет 21 посадочное место, цена его ожидается на уровне 700-900 тыс. руб. Ответом «Русских автобусов» на появление на рынке автобусов «Автолайн» на базе Ford Transit стал ПАЗ-City совместная разработка Павловского завода и Volkswagen NFZ. Это городской автобус на 25 мест (13 сидячих) создан на базе немецкой платформы Т5. Кроме того, «Русские автобусы» рассчитывают заполнить рынок туристических машин. На автосалоне представлено их совместное предприятие с бразильской Marco Polo. В его рамках уже выпущен первый, опытный экземпляр модели «Андарэ-1000».
Азиатский наезд на российский рынок
Из серьезных производителей в нынешнем автосалоне приняли участие четыре компании лидер продаж иномарок Hyundai, входящая в первую десятку Kia, а также массовые марки второго эшелона Skoda и Suzuki. Кроме того, новинки российского рынка представили производители из Китая и Ирана, которые намерены завоевать своего покупателя демпинговой ценой. Лидер продаж иномарок Hyundai представил модель Sonata NF, сборка которой налажена на таганрогском автозаводе. Базовая комплектация оценивается в 23,2 тыс. евро. Kia представила модели Rio и Sportage. Если Skoda ограничила российские премьеры автосалона-2005 концепт-каром Yeti, то Suzuki порадовала настоящим европейским дебютом нового поколения бестселлера внедорожника Grand Vitara, который на родине в Японии продается с мая. В России продажи автомобиля начнутся в октябре, одновременно с остальной Европой, где внедорожник впервые будет показан на представительном франкфуртском автосалоне в середине сентября. Группа компаний «Ирито», предлагающая китайские автомобили Great Wall и Xinkai, намеревается в октябре начать продажи малолитражного легкового автомобиля BYD Flyer стоимостью от $6,2 тыс. до $7,8 тыс. в полной комплектации. Наконец, компания «Автодруг» объявила о получении статуса официального импортера завода Iran Khodro. С сентября начнутся продажи в России Peugeot 206 иранской сборки по цене от $12,7 тыс. Аналогичная модель французской сборки в России стоит на $3 тыс. дороже.
Патриоты выбирают латиницу
Иностранные конкуренты обогнали отечественных производителей в формировании образа марки, поэтому отечественным компаниям придется вдвойне тяжело: им надо догонять, попутно объясняя клиентам, что от старого брэнда осталось только лучшее. Первым ребрэндингом занялся АвтоВАЗ. В прошлом году была представлена новая концепция брэнда, согласно которой все автомобили завода должны называться Lada и писаться латинскими буквами. За «Ладой» последовал УАЗ, который тоже поменял название на UAZ, отказался от цифровых обозначений моделей в пользу названий опять же на латинице Hunter, Patriot. Как и Lada, чьими цветами стали белый и синий, УАЗ ввел фирменный стиль в зеленых и песочных тонах. На московском автосалоне о ребрэндинге заявил ГАЗ. Новое название холдинга пока в стадии разработки, внутри компании ГАЗ пока называется «Новым ГАЗом».