Компания Online Market Intelligence (OMI) представила результаты четвертой волны ежегодного исследования «Любимые бренды россиян», подготовленного совместно с порталом Expert.ru. Исследование проводится с 2008 года с целью выявления брендов, отношение к которым россияне характеризуют словом «любовь». За четыре года двадцатка top-лидеров и лидеры пятидесяти товарных категорий, по которым проводится исследование, изменилась незначительно. Респонденты постоянны в своей любви к брендам.
Полные результаты исследования, а также его детальное описание публикуются на специально созданном сайте www.top20brands.ru
В 2011 году тройку лидеров возглавил Samsung (Табл. 1), уже занимавший первое место в 2009 году. Бренд Sony вернул себе второе место, утраченное в прошлом году, но не смог подняться на первую строчку рейтинга, как в 2008 году. Nokia — возглавившая рейтинг в прошлом году, вновь вернулась на третье место, как уже было в 2008 и 2009 годах.
Несмотря на общую консервативность в выборе любимых брендов, обращает на себя внимание ряд изменений, произошедших в первой двадцатке (top of mind). Так, Apple впервые появившийся в двадцатке только в 2010 году на тринадцатом месте, существенно улучшил свои позиции, заняв в 2011 году уже восьмую строчку в рейтинге. Бренд Canon продолжил свой рост и поднялся в списке вверх на четыре позиции, заняв в итоге 15-е место. Кроме этого, в двадцатке лучших брендов 2011 года впервые появились: Gillette (на одиннадцатом месте), Nivea (на шестнадцатой строке рейтинга) и Christian Dior на предпоследнем месте.
Неизменными остались позиции Adidas (4 место), Panasonic (5 место) и LG (10 место). Последовательное восхождение Philips (с 16-го места в 2008 году на 6-ое в 2010) немного замедлилось. Бренд в этом году занял седьмое место. Вместо него на шестую строку рейтинга поднялся Bosh, улучшивший свой прошлогодний результат.
Несколько популярных брендов, оставаясь в числе любимой двадцатке, снизили свои позиции, по сравнению с данными 2010 года, так, например, Coca-Cola и Toyota опустились на три строки, (12-е место и 14-е место, соответственно), а бренд HP потерял сразу 5 пунктов, опустившись на 17-ое место. Замыкает двадцатку автомобильный бренд — BMW (17-е место в 2010 году).
По-прежнему, в первую двадцатку вошли лишь глобальные бренды. В top-20 входят одиннадцать представителей сектора высоких технологий от Nokia до Canon; два автопроизводителя — Toyota и BMW (Mersedes — участник списка top-20 в 2010 г., выбыл из этого списка); а также известные производители спортивной экипировки, производители косметики и парфюмерии. Из производителей продуктов питания в top-20 остался только бренд Coca-Cola. Однако отечественные бренды не обделены любовью респондентов. Результаты нескольких волн показывают, что любовь респондентов к ряду отечественных марок остается стабильной. Лидерами в своих товарных категориях остаются «Сбербанк», «Агуша», «Простоквашино», «Микоян» и «Главпродукт».
Отслеживая рейтинг по категориям в динамике, можно отметить, что впервые за несколько лет, в категории «Автомобили» бренд BMW (2-е место в 2010 и 2009 гг.) потеснил Toyota. А в категории «Обувь» Adidas сместил лидера двух прошлых лет — ECCO.
В целом, в сорока одной из пятидесяти товарных категорий лидеры прошлого года сохранили свои позиции, к ним относятся и продуктовые, парфюмерные, и современные технические бренды.
Результаты исследования комментирует Александр Шашкин, генеральный директор компании OMI: «Любовь людей к брендам представляет собой устойчивый комплексный показатель, включающий в себя функциональные, имиджевые, эмоциональные и поведенческие характеристики. Он позволяет оценить отношение к бренду, а также силу эмоциональной привязанности к нему потребителя. Стабильность этого показателя у многих брендов показывает высокую эффективность усилий, направленных на создание и продвижение бренда. Можно предположить, что использование маркетологами знака „Любимый бренд“ на упаковке и в рекламе положительно повлияет на узнаваемость бренда и рост продаж».
Исследование проводилось методом онлайн-опроса, в котором приняло участие 1500 человек, проживающих в крупных российских городах (выборка квотная, стратифицированная). После блока социально-демографических вопросов респондентам предлагалось назвать торговые марки (бренды), которые они считают любимыми. «Любимые бренды» назывались без подсказки, количество называемых ограничивалось десятью позициями. Далее респондентам задавались вопросы о частоте потребления различных товаров и услуг. Вопросы о любимых брендах в товарных категориях задавались только тем респондентам, которые потребляют товары или услуги в данной категории с заданной частотой.
Эксклюзивный материал, подготовленный редакцией портала Expr> Полную информацию о результатах исследования и его методике можно получить на сайте www.top20brands.ru.
№ Бренд
1. SAMSUNG
2. SONY
3. NOKIA
4. ADIDAS
5. PANASONIC
6. BOSCH
7. PHILIPS
8. APPLE
9. NIKE
10. LG
11. GILLETTE
12. COCA-COLA
13. ASUS
14. TOYOTA
15. CANON
16. NIVEA
17. HP
18. L’OREAL
19. CHRISTIAN DIOR
20. BMW