В 2010 году российские министерства и ведомства посредством сайта госзакупок приобрели услуги в сфере PR и маркетинга на сумму свыше 6 млрд руб. Абсолютным лидером стало, разместившее свыше 400 заказов в сфере коммуникаций.
Так, по данным коммуникационной группы «Византия», российские госструктуры в минувшем году приобрели услуги PR и маркетинга на сумму 6825,89 млн руб. Для сравнения, аналогичный показатель в 2009 году составлял 5240,27 млн руб. Всего за прошедший год было проведено 2027 тендеров против 1232 годом ранее.
В ходе исследования группы использовалась информация официального сайта государственных закупок. В результате данные были проанализированы в четырех сегментах: исследования, реклама, организация мероприятий и информационно-разъяснительная работа.
Как отмечают составители исследования, больше всего тендеров пришлось на рекламу -47,5%, рост по сравнению с прошлым годом составил 274,3%. На втором месте сегмент «проведение мероприятий» — 38,5%, рост на 30,7% по сравнению с 2009 годом. 7,6% пришлось на комплексное оказание информационных услуг, информационно-разъяснительную работу. В этом сегменте было зафиксировано падение на 31,7%. Менее всего тендеров (6,4%) пришлось на сегмент «исследования», падение на 13,9% по сравнению с прошлым годом.
В целом 38% тендеров в течение года проведены в формате открытых конкурсов, 43% — в формате запросов котировок, 19% — закрытых аукционов. Лидером по количеству размещенных тендеров стало Министерство культуры РФ — 428 конкурсов, общая сумма, которую министерство затратило на покупку услуг в сфере маркетинга и PR — 1,9 млрд руб.
По словам генерального директора КГ «Византия» Игоря Райхмана, исследование ярко продемонстрировало тенденции рынка, активно обсуждаемые в кулуарах профессиональных мероприятий. «Прежде всего крупные заказчики теряют интерес к комплексным проектам, и там, где год назад объявлялся тендер на проведение системной кампании с элементами PR, рекламы, мероприятиями и сувенирной продукцией, сейчас объявляется с десяток мелких аукционов, позволяющих экономить заказчикам большие деньги, однако существенно снижающих маржу крупных агентств», — отметил он, добавив, что эта особенность определила существенное снижение доли PR-проектов, крупных информационно-разъяснительных кампаний.
Вместе с тем в разы вырастает интерес к интернет-кампаниям, прежде всего рекламным. «Это связано и с ростом популярности интернет-площадок как таковых, и с расширением практики использования электронных аукционов. Редкая СЕО-компания или баннерная сеть имеет в своем штате специалистов, способных правильно подготовиться к открытому конкурсу — процессу зарегулированному и очень формальному. А с электронными аукционами проще. Потому и цены падают, и количество участников растет, и, как следствие, предложение в сегменте интернет-рекламы становится все более привлекательным для заказчика», — пояснил г-н Райхман.
Говоря о тенденциях 2011 года, г-н Райхман пояснил РБК daily, что, скорее всего, по итогам текущего года тенденции 2010 года сохранятся. «Если никаких принципиальных изменений не будет вноситься, в частности в 94-ФЗ о госзакупках, то по итогам 2011 года мы увидим эти же тенденции», — отметил он.
Наиболее активные заказчики (по количеству заказов):
| 
 
  | 
Заказчик | Количество закупок | 
| 
 1  | 
 Министерство культуры Российской Федерации  | 
 428  | 
| 
 2  | 
 Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям  | 
 121  | 
| 
 3  | 
 государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования "Государственный университет — Высшая школа экономики"  | 
 92  | 
| 
 4  | 
 Федеральное агентство по делам молодежи  | 
 58  | 
| 
 5  | 
 Министерство образования и науки Российской Федерации  | 
 56  | 
| 
 6  | 
 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)"  | 
 39  | 
| 
 7  | 
 Федеральное агентство по туризму  | 
 36  | 
| 
 8  | 
 ГОУ высшего профессионального образования "Южно-Уральский государственный университет"  | 
 34  | 
| 
 9  | 
 ГОУ высшего профессионального образования "Московский государственный университет приборостроения и информатики"  | 
 34  | 
| 
 10  | 
 Федеральное дорожное агентство  | 
 32  | 
Наиболее активные заказчики (по стартовой стоимости заказов):
| 
 
  | 
Заказчик | Сумма | 
| 
 1  | 
 Министерство культуры Российской Федерации  | 
 1 934 823 927,00  | 
| 
 2  | 
 Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации  | 
 535 960 000,00  | 
| 
 3  | 
 Государственное Учреждение — Пенсионный фонд Российской Федерации  | 
 492 420 000,00  | 
| 
 4  | 
 Министерство образования и науки Российской Федерации  | 
 331 791 200,00  | 
| 
 5  | 
 Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям  | 
 316 149 400,00  | 
| 
 6  | 
 Федеральное агентство по делам молодежи  | 
 284 060 000,00  | 
| 
 7  | 
 Федеральное медико-биологическое агентство  | 
 254 962 000,00  | 
| 
 8  | 
 Министерство промышленности и торговли Российской Федерации  | 
 236 836 800,00  | 
| 
 9  | 
 Федеральное дорожное агентство  | 
 223 600 000,00  | 
| 
 10  | 
 ФГУ "Аппарат Общественной палаты Российской Федерации"  | 
 202 970 000,00  | 
Источник: данные исследования Г


Андрей БАРАННИКОВ: «Все думают, что наша работа — это постоянные тусовки»
Михаил УМАРОВ: Кризис сделает PR более востребованным
Светлана ПЛОТНИЦКАЯ: "Продвижение международного мероприятия сродни управлению симфоническим оркестром"