В пятницу, 7 августа 2009 года, прошло мероприятие под названием «Повышение конкурентоспособности банков в переходный период экономики», инициированное Институтом общественных связей (Беларусь).
В ходе открытого PR-клуба с учатием представителей белорусских СМИ PR-специалисты белорусских банков оценивали значение репутации банка как фактора его конкурентоспособности в условиях экономического кризиса, обсуждали изменения коммуникационных стратегий банков, выявляли новые форматы, каналы и инструменты коммуникаций банков с потенциальными и действующими клиентами.
Особую ценность мероприятию придала возможность приобрести российский опыт, которым поделился гость PR-клуба — Олег Полетаев, директор по работе с клиентами московского агентства «Р.И.М. Porter Novelli», входящего в сеть Porter Novelli крупнейшего международного коммуникационного холдинга OMNICOM.
Представляя присутствующим презентацию исследования агентства, посвященного коммуникационным тактикам крупнейших российских банков в период осени 2008 — весны 2009 годов, Олег Полетаев отметил, что российские банки были вынуждены действовать в сложных условиях. С одной стороны, отток вкладов населения усугублялся низким пониманием российских вкладчиков механизма страхования вкладов. По данным опроса общественного мнения, менее половины вкладчиков что-либо слышали о страховании вкладов, и только 18% четко понимали значение этого процесса.
С другой стороны, на ранней стадии кризиса не последнюю роль сыграла негативная позиция российских СМИ в отношении банков, которые спровоцировали определенный ажиотаж среди населения.
В связи с этим, во многих банках отношение к PR-службе кардинально изменилось, причем в лучшую сторону. Изменение стратегии российских банков коснулось, в первую очередь таргетинга — банки стали активнее общаться с клиентами напрямую, а не через прессу, к тому же, если раньше банки конкурировали между собой в условиях по продуктам, то с наступлением кризиса на первый план вышел вопрос репутации. В условиях, когда существенно возросла роль государственной поддержки банковской сферы, банки довольно круто изменили свою позицию в отношении властей. Некогда сильное банковское лобби, стало гораздо податливее в вопросах продвижения непопулярных законодательных актов и проверок в отношении отдельных банков.
Белорусский опыт, которым поделились участники PR-клуба, говорит о несколько другой ситуации в Беларуси, ведь наша банковская система гораздо компактнее. Конечно, у нас много общего: велика роль и коммуникативная активность регулятора (Национального банка), выше степень доверия населения банковской системе.
С другой стороны, результаты исследований рейтингового агентства «Седьмой сантиметр» 2008 — 2009гг., которые представила директор агентства Татьяна Долгих, свидетельствуют, что 62% опрошенных не обладает информацией о государственных гарантиях возмещения вкладов и о механизме возврата депозитов. Остается низкой степень узнаваемости банков.
В отношении PR-стратегии, которой придерживается большая часть белорусских банков, участники констатировали, что она остается нацеленной на продвижение банковских продуктов (кредитов, депозитов), а не на имидж банка в целом.
Наталья Громадских, директор института PR, говоря о результатах исследования, проведенного с целью оценки медийной активности белорусских банков в печатных СМИ, констатировала, что она (медийная активность) крайне низкая. Наивысший балл заслужил Национальный банк, в текущем году показал завидную коммуникативную активность. Позиция абсолютного большинства коммерческих банков оставалась пассивной.
Комментируя формат мероприятия, Наталья Громадских сказала: «Финансовая сфера — самая закрытая в плане обмена информацией. Что естественно, поскольку она наиболее подвержена информационным рискам. Поэтому мы решили провести обмен информацией, опытом, мнениями на нейтральной площадке — в рамках PR-клуба. Тем более что агентство „Р.И.М. Porter Novelli“ в лице Олега Полетаева любезно согласилось поделиться своим эксклюзивным исследованием PR-коммуникаций банковской сферы».
В связи с этим, думается, что прошедший круглый стол принес много пользы его участникам, позволил приобрести дополнительный опыт и пообщаться между собой в ходе дискуссии, которая продолжилась и после завершения мероприятия в неформальной обстановtarget=_blank>infobank.by