Открывает второй в 2006 году номер журнала «Государственная служба» статья «Власть должна быть эффективной и ответственной» Председателя Совета Федерации Федерального собрания РФ С. Миронова. «С точки зрения большинства наших граждан, — обращает внимание С. Миронов, — главным результатом реформ стало не повышение эффективности власти и управления, а усиление и рост бюрократического аппарата». Анализируя причины такого положения вещей, С. Миронов все-таки приходит к выводу: «Надо не ругать чиновников, а поднимать престиж власти, заботиться о человеческом достоинстве людей во власти, о соблюдении их прав Им нужно качественное образование, позволяющее конкурировать с представителями частного сектора, поддержка и понимание со стороны общества». Такого же мнения придерживается и начальник Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы С. Дубик. Но он в своей статье «Государственная служба Российской Федерации: основные направления реформирования и развития» указывает на то, что «Время требует от работников государственных органов не только усердия, компетентности и ответственности при исполнении должностных обязанностей, т. е. профессиональной пригодности, но и обладания такими качествами, как высокая надежность, ответственность, способность и умение оказывать качественные государственные услуги гражданам и организациям».
Нынешний год для России — год столетия российского парламентаризма Кем были дореволюционные председатели Государственной думы и какие проблемы приходилось им решать, — об этом рассказывается в статье доктора исторических наук О. Малышевой «Во главе трудного собрания».
О сегодняшней, постсоветской Думе во втором номере журнала «Государственная служба» размышляют первый заместитель Председателя Государственной думы О. Морозов и доктор политических наук О. Гаман-Голутвина, которая в своей публикации «Государственная дума: депутатский корпус в 1993—2003 гг.» останавливается на целом ряде связанных с современным российским парламентаризмом проблем. В частности, на том, что «активное участие крупного бизнеса в высшем законодательном органе Российской Федерации обусловлено решающей ролью парламента в принятии законов и распределении бюджетных средств, что превращает его в сферу внимания корпоративного лоббизма». Современный российский парламентаризм действительно высветил немало проблем, однако, как замечает О. Морозов в статье «Государственная дума: два года до новых выборов», «Государственная дума еще очень и очень молода: 12 лет для парламента — не возраст. Однако вряд ли кто будет отрицать, что она уже укоренилась в российской почве. С ее рождением был сделан значительный шаг к реальному разделению законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, формированию системы сдержек и противовесов в их построении и функционировании, началась работа по созданию целостного правового поля».
В статье «СМИ. Власть. Реформы» автор- Е. Тавокин — справедливо полагает, что «качество информационного обеспечения решений, принимаемых органами власти, в существенной мере предопределяет их успех». Но, согласно проведенному в мае-июне 2005 г. опросу экспертов, население не очень-то доверяет средствам массовой информации. «14-процентный уровень доверия населения к СМИ — свидетельство практически полной неэффективности основного элемента массовой коммуникации». Вместе с тем « власть явно недооценивает роль информационно-коммуникативного фактора проводимых реформ. Отсутствие должного информационного сопровождения последних, эффективной государственной политики негативно сказывается на состоянии массового сознания, на отношении населения к предстоящим реформам».
Также в номере:
С. Мирошников, П. Виноградова. Институциональное значение законодательных изменений разграничения полномочий.
А. Максуров. Координационная юридическая практика как основа деятельности государственного аппарата Российской Федерации
Х. Барлыбаев. Национальная идея для России в условиях глобализации.
Ф. Талышлы. Денежно-кредитные инструменты в системе государственного регулирования трансформационной экономики с сырьевой ориентацией экспорта.
И. Петропавлов. Методы и инструменты анализа социально-экономического развития территориальной системы.
А. Марголин, Б. Краснопольский. Национальная академия госслужбы США: цели, задачи и опыт работы
А. Лаптев, А. Бударина. Программы профессионального развития государственных служащих в Канаде.