PR-рынок России PR-рынок России
PR-рынок России

АНОНСЫ ИЗДАНИЙ

Читайте в новом номере журнала «Эксперт»

ТЕМА НЕДЕЛИ: КАК РОССИЯ И МИР ВЫХОДЯТ ИЗ КРИЗИСА

ПРОГНОЗЫ НОМЕРА

• Как минимум до конца года у федеральных властей будет экономическая возможность и политическая воля не допустить скандалов, связанных с займами региональных правительств. Якобы еще осенью 2008-го в Минфине было принято решение «вытягивать регионы за уши любой ценой». О том, что подобное негласное решение существует, красноречиво свидетельствует поведение банков, с конца 2008 года практически свернувших кредитование корпоративных заемщиков, но щедро одалживающих региональным властям.

• Кредитование малого бизнеса остается одним из самых перспективных направлений на рынке кредитования, ведь большинство представителей МСБ пока что не пользуются кредитными ресурсами по разным причинам. Сегодня проблема наличия кредитных ресурсов отошла на второй план, и основным ограничением для роста заимствований становится наличие пула заемщиков с понятными банкам рисками, но еще не охваченных программами кредитования.

ТЕМА 1: Вторая волна подъема

Вместо второй волны кризиса нас ожидает вторая волна подъема, считает директор Института информационного развития Высшей школы экономики Владимир Бессонов. С нее начнется новый цикл роста, который приведет к существенному повышению эффективности нашей экономики и, как следствие, к увеличению среднего класса до 40—60% от населения страны

Если апрельские данные по росту промышленного производства лишь указали на тенденцию, но темпы были еще невелики, то майские, которые появятся в начале июня, скорее всего, покажут, что экономика России перешла в стадию настоящего экономического роста. Об этом свидетельствуют и поток позитивных деловых новостей — открытие новых магазинов, наем сотрудников, инвестиционные проекты, и главное, отсутствие существенного негатива.

Тревога по поводу того, зацепит ли нас европейский кризис, оказалась легкой и краткосрочной. Такое противодействие широкой экономики внешним негативным импульсам свидетельствует, что новая модель роста устойчива и принципиально отличается от той, которая существовала в последние годы перед кризисом. Это не означает, что внешние рынки перестали иметь для нас значение, но они сегодня не могут быть драйвером роста. Одновременно на внутреннем рынке происходят серьезные изменения, которые определяют прекрасные перспективы для развития многих компаний.

Если оценивать ситуацию с точки зрения действующей совокупности регулирующих показателей, то целый ряд антикризисных мер (случайных, вынужденных и намеренных) привел к формированию в России нового объема, готового к потреблению внутреннего рынка. Мы пережили девальвацию. Параллельно с девальвацией был принят целый комплекс мер по защите внутреннего рынка. Наконец, самый главный фактор — изменение величины и структуры располагаемых доходов населения. Причем для объемов внутреннего рынка важно не только то, что выросли доходы малообеспеченных граждан, но и то, что снизились доходы среднего класса, и в результате сформировался очень мощный сектор потребления недорого качественного внутреннего продукта.

ТЕМА 2: Кризис закончился. А спокойствия нет
Все регионы России выходят из кризиса. Однако если европейский юг и юг Сибири уже перешли в фазу осмысленного роста, то положение Урала, Северо-Запада и особенно Поволжья остается очень тяжелым
В этом номере ЭКСПЕРТ публикует уже ставший традиционным обзор макроэкономической ситуации в регионах России, который делается силами наших региональных филиалов. Таким образом, мы имеем взгляд изнутри, который не позволяет быть ни чрезмерно оптимистичными, ни чрезмерно пессимистичными.
Основных трендов два. Первый — очевидный: кризис закончился во всех регионах страны, но нигде нет чувства стабильности и абсолютной уверенности в завтрашнем дне. Это связано, прежде всего, с сохраняющейся просроченной задолженностью как банкам, так и контрагентам из реального сектора и с очень высокой долей нерентабельных предприятий практически во всех регионах страны.
Второй тренд — перемещение эпицентра экономического роста на юг России: на юг европейский и юг Сибири. Это ясно прослеживается на европейском юге, где бурно развивается сельское и портовое хозяйство, и на сибирском юге, бизнес которого решается сделать ставку на инновационную экономику.
Однако для старых индустриальных регионов — прежде всего Урала и Северо-Запада, а также Поволжья — наступают очень непростые времена. Им нужно серьезно думать, какую роль в региональном разделении труда они возьмут на себя. Пока эта специализации никак не проявляется.

ТЕМА 3: Лучше, чем кажется
Вопреки паническим рассуждениям о второй волне глобального кризиса реальная экономика ведущих стран мира чувствует себя неплохо. Проблем хватает, но и позитивная динамика очевидна
Долговой кризис в Евросоюзе вызвал крайне негативную реакцию финансовых рынков. Котировки акций падают повсеместно — в Европе, в Азии, в США, в России. Все чаще звучат слова, что вот она, вторая волна кризиса, эта пресловутая «вторая волна» порой представляется чуть ли не как конец света. В действительности же ситуация в ведущих экономиках далеко не так плоха. Антикризисное управление оказалось на высоте: корпорации в целом восстановили прибыльность, начали активизироваться инвестиции. Теперь много зависит от того, сможет ли частный сектор вытянуть на себе рынок труда и укрепить спрос настолько, чтобы правительства смогли решать свои бюджетные проблемы в более комфортных макроэкономических условиях. ЭКСПЕРТ предоставляет обзор того, как выходят из кризиса крупнейшие экономики мира.
США: от восстановления к росту
Германия: экспортный рост
Британия: рост на слабом фунте
Япония: стагнация закончилась
Китай: кризиса не было
Подробнее в номере.

ТЕМА 4: Новая долговая карта мира
Развитые страны неожиданно быстро оказались перед лицом острейших долговых и бюджетных проблем. Положение же развивающихся стран сегодня парадоксальным образом заметно лучше
Экономический кризис 2007-2009 годов привел к резкому росту государственного долга в большинстве развитых стран. Правительства были вынуждены провести рекапитализацию банков, взять на себя значительную часть долгов, а также выделить существенные средства на программы стимулирования экономики. По данным ОЭСР(Организация экономического сотрудничества и развития), общий госдолг развитых стран может превысить 100% ВВП уже в 2011 году — беспрецедентный уровень для мирного времени. А быстро стареющее население развитых стран фактически неизбежно создаст проблему огромных затрат в будущем, которые пока не отражены в нынешних бюджетных раскладках. С учетом демографических тенденций большинство развитых стран не смогут поддерживать нынешний уровень расходов и долгов.
Большинство же развивающихся стран вышли из кризиса с относительно невысоким долговым бременем. Вслед за изменением на экономической карте мира, начнет меняться и расстановка сил на рынках госзаймов — сравнительная привлекательность долгов развивающихся стран повысилась, и, по-видимому, будет повышаться впредь.
Но наличие всех рисков не означает, что от использования госзаймов нужно вообще отказаться. Госдолг — это один из мощнейших инструментов экономического развития. Рынок гособлигаций — основа национальной финансовой системы вообще и важный фактор удлинения инвестиционной активности. Богатые страны отчасти потому и богатые, что активно занимали, но использовали эти деньги с умом. У России к тому же есть дополнительное преимущество — большие резервы. Инвестирование накопленных запасов за рубежом при одновременном заимствовании на внешних рынках — это более надежная и дешевая схема.

Дизель крупным планом
«Мы вышли из кризиса обновленными: с новыми технологиями, новыми людьми, новым качеством», — Виктор Кадылкин, гендиректор ярославского ОАО «Автодизель»
ОАО «Автодизель» использовало кризис для перестройки производства и снижения себестоимости. Благодаря оперативной работе антикризисного комитета, огромное предприятие преобразилось всего за один год. Потеряв на провалившемся рынке более 60% выручки, оно снизило затраты так, что вновь стало прибыльным и приобрело конкурентное преимущество — низкую и управляемую себестоимость.
У этой истории есть несколько уроков. Как всегда, подобный успех случился не на пустом месте, он подготовлен докризисной стратегией «Автодизеля», цель которой — стать лидером национального дизелестроения. Еще один урок касается антикризисных мер правительства. В конце 2008 года Путин пообещал «Автодизелю» финансовую помощь, но кредит на 5,8 млрд рублей был выделен лишь в октябре 2009 года. Приди деньги раньше, не факт, что завод стал бы перестраиваться с такой интенсивностью.
Борьбу с кризисом завод начал с главного — избыточной рабочей силы. Затем, Последовала задача снизить постоянные расходы на 30%, а управленческие — на 50%. Ключевым проектом по снижению общезаводских затрат в первую очередь стала энергетика. Затем произошла модернизация производства. Аппетит приходит во время еды. Поэтому руководство «Автодизеля» не стало распускать антикризисный комитет, доказавший, что через рабочие группы он способен добраться до самых темных закоулков предприятия. Фокус с оперативной работы по управлению себестоимостью в 2010 году переключился на непроизводственные бизнес-процессы.

Дело десятого
Не более 10% крупнейших отечественных компаний готово предметно представить результаты своей инновационной деятельности.
Государство все чаще упрекает крупный бизнес в отсутствии инновационного порыва. В свою очередь менеджеры ведущих компаний сетуют на отсутствие в России условий для развития инноваций, но утверждают, что уж в их-то компаниях дело с инновациями обстоит совсем неплохо, избегая, однако, конкретики. В результате в споре присутствует изрядная доля схоластики.
ЭКСПЕРТ решил разобраться в ситуации чуть подробнее и предложил крупным компаниям предъявить проекты, реализованные ими за последние пять лет. Способ для этого был избран самый незамысловатый: в марте 2010 года медиахолдинг «Эксперт» разослал в адрес корпораций реального сектора из рейтинга «Эксперт-400» анкеты, предложив перечислить и описать проекты, которые они считают инновационными. Далее был проведен анализ полученной информации по ряду критериев, в результате чего в итоговом списке осталось 50 проектов от 33 компаний. Что касается количества проектов в отраслевом разрезе, то наиболее активно инновации внедряются в машиностроении, информационно-коммуникационном секторе, металлургии и энергетике. Хуже дела обстоят в топливной промышленности. Из нефтяников о внедрении инновационных проектов заявил только «ЛУКойл», а в угольной промышленности — лишь СУЭК. Примеры внедрения инноваций в других отраслях единичны.
Любопытно, что сферой внедрения инноваций не всегда является основной бизнес компании. Из проектов, представленных «Росатомом», лишь один имеет отношение к ядерной энергетике, а другие относятся к разработке медицинского оборудования и средств контроля. Инновации пивоваренной компании «Балтика» помимо создания новой культуры дрожжей затрагивают, например, использование средств ГЛОНАСС для мониторинга движения автотранспорта.

Еще одна партия черными
Гибель южнокорейского корабля «Чхонан» вызвала самый острый за последние годы кризис на Корейском полуострове. До войны дело не дойдет, но Южной Корее и мировому сообществу придется кардинально пересматривать прежнюю концепцию диалога с КНДР
В конце мая международная комиссия, созданная для расследования утонувшего 26 марта южнокорейского военного корабля «Чхонан», пришла к выводу, что корабль был потоплен северокорейской торпедой. Факт с виновностью КНДР неоднозначен — итоги работы комиссии вызвали определенные вопросы у военных экспертов. Однако «ящик Пандоры» открыт, и кризис стал развиваться по спирали. На Западе склонны трактовать нынешний кризис как очередную попытку КНДР шантажировать Сеул и Вашингтон. Однако в реальности ситуация гораздо серьезнее. Череда действий Южной Кореи и ответов Северной привела фактически к обнулению всех достижений в межкорейских отношениях за последние 15 лет и ликвидации остатков «политики солнечного света», проводимой в отношении Северной Кореи двумя предыдущими президентами Южной.
Несмотря на серьезный ущерб, нанесенный урегулированию ситуации вокруг ядерной Кореи, нынешний конфликт, похоже, выгоден всем его участникам. По крайней мере, с тактической точки зрения.
Соединенным Штатам нынешний кризис дает возможность как-то сохранить свои стремительно ухудшающиеся позиции в регионе. В то же время занятие жесткой позиции в ситуации с «Чонаном» позволило японскому премьеру Юкио Хатояме несколько отвлечь население страны не только от нерешенных внутриэкономических проблем, но и от фактически провальной внешней политики. Для южнокорейского президента Ли Мен Бака нынешнее обострение межкорейских отношений также пришлось весьма вовремя с точки зрения электоральных перспектив. Ким Чен Иру же эскалация конфликта нужна была для консолидации элиты. Северокорейский лидер пытается обеспечить передачу власти в стране своему сыну. Сделать это непросто — по некоторым данным, за время болезни Ким Чен Ир растерял часть контроля над элитами КНДР, прежде всего военными. И сейчас подрывом южнокорейского корабля Ким Чен Ир не только демонстрирует всем свою мощь и безнаказанность, но и делает реверанс в сторону военных.

pr-files.

(01.06.2010)

ЖУРНАЛ

ДНИ РОЖДЕНИЯ

ИНТЕРВЬЮ

Глава SPN Communications о кризисе в PR и молодых специалистах

Что происходит с PR-отраслью в сложной экономической ситуации, как меняется индустрия и кто выигрывает в период сокращения коммуникационных бюджетов?

На вопросы PR-files отвечает Михаил Умаров, генеральный директор агентства Comunica.

Руководитель направления «PR и Продвижение» Фонда «Форум инноваций» в интервью PR-files об опыте и особенностях коммуникационной кампании Московского международного форума «Открытые инновации»

ПУБЛИКАЦИИ

Генеральный директор агентства PR Partner Инна Алексеева о тенденциях, которые обсуждались на саммите пиар-агентств LEWIS в Лондоне

Прислушайтесь к себе, напрягите память: сколько названий торговых марок вы запомнили благодаря рифмованному слогану?

Удается ли это сделать только за крупные, пугающие гонорары, или у event-специалистов есть иные приемы по «завоеванию» звезды?

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

ваш email: