PR-рынок России PR-рынок России
PR-рынок России

НОВОСТИ

РАЭК о Законе «О полиции» и развитие интернета в России

В пятницу, 25 февраля 2011 года в газете «Маклер» была опубликована статья под названием «Россия обещала США закрывать пиратские сайты с помощью закона «О полиции», которая вызвала существенный резонанс в СМИ, среди блогеров, и некоторое недоумение среди юристов интернет-компаний.

В статье приводится доклад Минэкономразвития о защите интеллектуальной собственности в России, который был направлен в администрацию президента США. Законодательным изменением, которое поможет эффективно бороться с пиратством в письме был назван закон «О полиции», вступивший в силу с 1 марта.

«МВД намерено пользоваться статьей 13 — она дает право полицейским вносить обязательные представления хостинг-провайдерам о закрытии сайтов без суда и следствия» — указывают в «Маклер».

Очевидная цель, ради которой был направлен указанный доклад — чтобы Россию исключили из отчёта Главного торгового представительства США (USTR) по форме Special 301 по странам, которые недостаточно защищают интеллектуальную собственность, так как с 1997 года Россия находится в нём в, а в списке 2010 г. указывается сразу после Китая в Priority Watch list (список особого внимания).

Стоит заметить, что к самой специальной форме 301 отношение у американских блогеров достаточно однозначное — многие характеризуют данный документ как рычаг международного воздействия американских лобби из числа правообладателей на «непослушные» страны. В связи с чем позиция, озвученная Минэкономразвития в письме, вероятнее всего существенно преувеличивает возможности полиции, заложенные в законе.
Попробуем разобраться подробнее.

Действительно, в статье 13 закона «О полиции» указывается: «Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права: …..вносить в соответствии с федеральным законом руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений»;
Однако в рамках уголовного судопроизводства порядок внесения представлений установлен ещё с 2001 г. федеральным законом — частью 2 статьи 158 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Кроме того, аналогичные полномочия содержатся в законе «О полиции» ещё до появления Интернета в России и существуют в настоящее время у прокуроров согласно закону «О прокуратуре».

В связи с чем, нам представляется, что ситуация вокруг указанной статьи закона «О полиции» несколько утрированна, поскольку он не носит ничего радикально нового в действующее законодательство.

Однако это не означает, что отсутствует возможность злоупотреблений, а расширение круга лиц, которые имеют соответствующие полномочия полезно для развития интернета в России и общества в целом.

В частности, предписание может быть выдано исключительно на основе субъективно-личностного усмотрения должностного лица. Впоследствии оно может быть обжаловано, однако обжалование, как известно, не приостанавливает исполнение.
Кроме того, для обжалования организация вынуждена будет потратить значительное количество сил своих сотрудников.
Злоупотребления в данной сфере могут нанести существенный вред для развития интернета и, следовательно, инноваций.
В связи с чем, считаем необходимым сейчас и в дальнейшем привлекать самое широкое общественное внимание к случаям злоупотреблений статьёй 13 закона «О полиции».

Со своей стороны, Комиссия по правовым вопросам РАЭК будет внимательно следить за прецедентами по указанной статье.

pr-files
(04.03.2011)

ЖУРНАЛ

ИНТЕРВЬЮ

Глава SPN Communications о кризисе в PR и молодых специалистах

Что происходит с PR-отраслью в сложной экономической ситуации, как меняется индустрия и кто выигрывает в период сокращения коммуникационных бюджетов?

На вопросы PR-files отвечает Михаил Умаров, генеральный директор агентства Comunica.

Руководитель направления «PR и Продвижение» Фонда «Форум инноваций» в интервью PR-files об опыте и особенностях коммуникационной кампании Московского международного форума «Открытые инновации»

ПУБЛИКАЦИИ

Почти половина пиарщиков уверены, что их основная задача — обеспечение продаж. А главной трудностью в своей работе они назвали подготовку текстов

Как выглядят и какими должны быть профессиональные объединения PR-специалистов в России

Ассоциация Коммуникационных Агентств России провела новое исследование заработных плат в рекламной индустрии