PR-рынок России PR-рынок России
PR-рынок России

НОВОСТИ

Рейтинг украинских политиков

Представительство «РИА Новости» в Украине продолжает публикацию ежемесячных замеров активности и пиар-эффективности ведущих политических лидеров Украины.

Борьба с гриппом, как пиар-эффективность

Октябрьский рейтинг пиар-активности возглавили лидеры предвыборных опросов Виктор Янукович и Юлия Тимошенко. И в этом, разумеется, есть своя логика. Более того, оба показали практически одинаковые результаты — лидер оппозиции лишь на девять сотых опередил премьер-министра. Однако у Тимошенко, как действующего «хозяйственника», реальных дел зафиксировано в 2,5 раза больше, что тоже вполне объяснимо. Кстати, именно опросы добавляли обоим значительную долю упоминаемости в СМИ, что тоже сыграло свою роль в их лидерстве.

Виктор Янукович, как и положено оппозиционеру, в течение всего месяца не жалел сил на критику как президента, так и правительства Украины. В частности, он обвинял правительство в отсутствии мер по предотвращению банкротства «Нафтогаза», требовал привлечь к ответственности правоохранителей, по вине которых происходит затягивание расследования скандала вокруг растления детей в «Артеке», настаивал на подписании Виктором Ющенко закона о повышении соцстандартов, а также ратовал за отставку министров здравоохранения — Князевича и труда и соцполитики — Денисовой. Что касается предстоящих президентских выборов, то Янукович видит своей задачей победу уже в первом туре. В рамках предвыборной кампании, лидер Партии регионов расставлял приоритеты. Говорил, например, что языковой вопрос не разделяет страну, и Украина будет внеблоковым государством.

Основным государственным делом Юлии Тимошенко в октябре стала, разумеется, борьба с эпидемией гриппа — ей была посвящена едва ли не половина всех ее реальных дел.

Но и о предвыборной кампании Юлия Владимировна тоже не забывала — снова обещала, например, возвращать вклады Сбербанка СССР и отменить срочный призыв в армию. Ну и в последние месяцы для Тимошенко стало уже доброй традицией раздача популистских обещаний. Так, премьер-министр обещала поддерживать отечественного производителя, в том числе и оборонную отрасль, найти кредит для завершения строительства мостов через Днепр в Запорожье, повысить зарплаты украинским учителям с 1 января 2010 года. Кроме того, Тимошенко побывала в Ватикане, где целых полчаса общалась с Папой Римским «тет-а-тет». Однако газовый вопрос неумолимо нависает над Юлией Владимировной, требуя своего конкретного решения — Москва начала высказывать недовольство выполнением Киевом своих контрактных обязательств.

Польза оппозиционности

В центральной части нашего рейтинга тоже почти с одинаковыми результатами расположились Арсений Яценюк, Виктор Ющенко и Петр Симоненко. При этом Яценюк продемонстрировал самый стремительный рост по сравнению с предыдущим месяцем, выбившись из аутсайдеров на третье место. Хотя реальная активность его была весьма не высока — в октябре зарегистрировано лишь 10 дел. Но его имя как одного из фаворитов предстоящих выборов находилось в центре внимания СМИ. Что касается предвыборной кампании молодого кандидата, то он по-прежнему строит ее не на скандалах и обвинениях, а на глубокомысленных и геополитических заявлениях. Так, по мнению Яценюка, у Украины нет перспектив вступления в НАТО и ЕС, после мирового кризиса ни одна страна не выживет самостоятельно, создание «Большой Европы» решит проблему раскола Украины, а единственным государственным языком в стране должен быть украинский.

Виктор Ющенко — как всегда, самый активный политик в стране, по количеству реальных дел он даже опережает Юлию Тимошенко в полтора раза. Но интерес СМИ к его персоне, хоть и не мал, все же не позволил президенту даже войти в первую тройку лидеров рейтинга. Разумеется, борьба с эпидемией гриппа стала для президента одним из основных направлений деятельности. Ющенко даже помолился во Львове за здоровье украинского народа, а перед этим обозначил основные направления национального плана по борьбе с инфекционной напастью. Среди наиболее заметных политических дел президента — выдвижение Петра Порошенко на пост министра иностранных дел и заявление об отказе от схемы расчета с Россией за газ за счет эмиссии. В предпоследний день месяца Ющенко подписал-таки закон о повышении соцстандартов. А что касается его и всей Украины будущего, то президент полагает, что альтернативы его политике не существует, и идет на новый президентский срок, чтобы страна продолжила демократический курс развития.

Петр Симоненко, как и Арсений Яценюк, был не слишком активен, но СМИ часто упоминали его имя, благодаря чему лидер КПУ продемонстрировал достаточно высокий уровень пиар-эффективности. В отличие от своего коллеги-оппозиционера Виктора Януковича, главный коммунист критиковал не только власти, а всех подряд, включая спикера Верховной Рады Владимира Литвина, а также самого лидера Партии регионов.

Вред рутины

Владимир Литвин занял в рейтинге пиар-активности предпоследнее место. Что стало ярким свидетельством того, как парламентская рутина вредит имиджу политика. Спикера не спасло даже частое упоминание его имени в связи с началом предвыборной кампании. Хотя по количеству реальных дел он третий после президента и премьера политик в стране. Месяц Литвин начал с решения о вычете из зарплат глав комитетов парламента денег за прогулы в дни блокирования Рады. В течение октября спикер дал всем возможность составить мнение о своей предвыборной кампании, излагая политические взгляды. Так, Литвин выступает за предоставление Крыму более широких экономических полномочий, за нахождение в Крыму Черноморского флота и после 2017 года и против вступления Украины в НАТО.

Сергей Тигипко, опередивший Литвина на одну позицию, немного улучшил свой сентябрьский результат, когда он стал последним, но тем не менее не смог выбиться из числа аутсайдеров. При этом, как и прежде, основная его деятельность — это заявления на самые разные, но неизменно актуальные темы. Будь то грипп, производство сахара, повышение соцстандартов, деятельность президента и правительства, проблемы армии или ситуация в Закавказье и даже в Венгрии.

Олег Тягнибок занял в рейтинге последнее место, но как ни странно, благодаря своей повышенной активности. Если раньше на его счету было минимальное количество дел при не слишком высокой упоминаемости, то в октябре зафиксировано целых четыре реальных дела Тягнибока при той же невысокой упоминаемости. Лидер «Свободы» вновь потребовал от президента присвоить Степану Бандере звание Героя Украины, высказался за введение смертной казни за преступления против нации и государства, а также предположил возможность срыва президентских и проведение досрочных парламентских выборов.

Рейтинг активности составлялся как подсчет реальных действий, предпринятых каждым политиком в течение месяца, о которых стало известно из СМИ. При составлении рейтинга использовался новостной раздел одной из ведущих поисковых систем. При этом рамки поиска были ограничены определенными наиболее популярными источниками информации. При подсчете исключались простые упоминания о политиках и повторяющиеся сообщения об одном и том же событии. В то же время учитывалось каждое реальное действие, будь то важное политическое решение или посещение футбольного матча. В отдельной колонке указано общее количество упоминаний в СМИ каждого политика, из чего можно сделать вывод о медиа-активности участников рейтинга.

При подготовке этого медиа-продукта, мы понимали, что главным является не только активность в политическом поле и упоминаемость в СМИ, но и эффективность, с которой работают политики и их пиар-службы. Поэтому места в рейтинге определялись не по количеству действий и публикаций по поводу этих действий, а согласно индексу эффективности, который высчитывается путем несложного деления упоминаний на количество дел. Иными словами, мы высчитывали, каким образом «идут круги по воде». Ведь у одного политика каждое действие многократно повторяется, а у другого, сколько не старается, больше одной публикации по поводу его действия не выходит.

Если с действиями и упоминаниями в СМИ все понятно, то с эффективностью возникает много вопросов. Ведь здесь действуют несколько факторов.

1. Первый — кому-то доступен пресловутый административный ресурс. Правда, надо отметить, что при почти полном отсутствии на Украине государственных СМИ, админресурс (позвонили из высоких кабинетов и сказали, что надо обнародовать и про кого) малоэффективен. Тем не менее, авторитет власти уже своими внушительными атрибутами привлекает, как магнит журналистов. Если президент увольняет своих советников, играющих существенную роль в политике страны, это, конечно, вызывает большой резонанс и в обществе и в СМИ. Так что административный ресурс в этом смысле действует.

2. При отсутствии государственных СМИ (как, впрочем и при них) может быть включен другой эффективный механизм — публикация оплаченных материалов, которые журналисты стыдливо именуют «джинсой». Однако объективно оценить, какая публикация является «джинсой», а какая написана без пресловутого «кеша», очень трудно и порой почти невозможно. Ведь здесь могут быть задействованы и другие факторы, например харизма публичного деятеля.

3. Харизматичность политика — это тоже фактор, влияющий на количество публикаций. В новейшей истории России и Украины известны политики, которые своими неординарными заявлениями и действиями вызывают активные и долгоиграющие «круги по воде».

4. Существуют и другие факторы, так или иначе вызывающие активность прессы. Очевидно, что в определенные периоды одни усиливаются, другие, наоборот, ослабляются. Мы не беремся анализировать причины эффективности действий украинских политиков в пространстве печатных и Интернет-СМИ. В данном рейтинге важен сам фактор этой пиар-эффективности.

ua.rian.ru

www.reklamaster.com
(09.11.2009)

ЖУРНАЛ

ИНТЕРВЬЮ

Глава SPN Communications о кризисе в PR и молодых специалистах

Что происходит с PR-отраслью в сложной экономической ситуации, как меняется индустрия и кто выигрывает в период сокращения коммуникационных бюджетов?

На вопросы PR-files отвечает Михаил Умаров, генеральный директор агентства Comunica.

Руководитель направления «PR и Продвижение» Фонда «Форум инноваций» в интервью PR-files об опыте и особенностях коммуникационной кампании Московского международного форума «Открытые инновации»

ПУБЛИКАЦИИ

Почти половина пиарщиков уверены, что их основная задача — обеспечение продаж. А главной трудностью в своей работе они назвали подготовку текстов

Как выглядят и какими должны быть профессиональные объединения PR-специалистов в России

Ассоциация Коммуникационных Агентств России провела новое исследование заработных плат в рекламной индустрии