PR-рынок России PR-рынок России
PR-рынок России

НОВОСТИ

Экономия на первом месте

«Изменение мотивации и потребительского поведения в условиях кризиса» — исследование Profi Online Research за 3-й квартал 2009 года. Среди наших соотечественников за указанный период времени оформились 2 основные модели покупательского поведения, которые отражают реакцию людей на кризис.

Почти половина респондентов (41% в I и 45% в III квартале) указали, что основным способом экономии на продовольственных товарах для них стал поиск точек, в которых товары, которые они обычно покупали, стоят дешевле. Это говорит о том, что россиянам оказалось сложно отказаться от привычных им продуктов, но переходить на более дешевые марки оказались готовы лишь около 1/6 опрошенных. Большинство же отметило, что для него предпочтительнее делать привычные покупки реже или в меньшем объеме (около 1/3), нежели чем экономить и приобретать продукты более дешевых марок.

Практика покупки товаров большими объемами, которая широко распространена практически во всех странах западной Европы и США, в России признания не получила. Как в I, так и в III кварталах 2009 года к ней прибегали только 8% участников исследования. Люди не считают, что данный способ покупок поможет им сэкономить.

Анализируя более детально самую распространенную стратегию поведения российских потребителей — поиск торговых точек, в которых привычные товары стоят дешевле — выясняется, что она применима практически ко всем продовольственным товарам. Исключение составляет разве что хлеб и детское питание — чтобы купить их, люди не стараются искать места, которые предлагают более демократичную стоимость на эти продукты. «Вероятнее всего, причина кроется в том, что россияне не готовы экономить на детях и будут переплачивать, но приобретать детское питание в проверенных и надежных местах, — говорит директор по исследованиям компании Profi Online Research Виктория Соколова. — Что же касается хлеба, то в цене здесь выиграть сложно. Практически в любой торговой точке разница цены покупки будет невелика, а наши, не привыкшие к ведению семейного бюджета сограждане, не готовы оценить, например, годовую экономию».

Однако такие категории продуктов как колбасные изделия, чай, кофе, овощи, полуфабрикаты респонденты стали покупать в торговых точках, которые дают возможность им экономить.

К осени 2009 года только усилилась. По сравнению с I кварталом 2009 года все большее число людей стало искать места, где могут приобрести различные продовольственные товары по низкой цене. Особенно это отразилось на табачной продукции: если в I квартале только 26% участников исследования говорили о том, что будут экономить на ней за счет поиска точек продаж с более низкими ценами, то к концу III квартала так стали/планируют поступать 35% опрошенных.

Что касается таких категорий продовольственных продуктов как яйца, хлеб, свежемороженые продукты и икра, как в начале года, так и во второй его половине, люди не стараются экономить на них за счет поиска торговых точек, предлагающих на данные товары более низкую цену.

Интересная ситуация сложилась в 2009 году и с таким способом экономии, как «приобретение товаров реже или меньшими объемами». К осени 2009 года ситуация несколько нормализовалась, и люди, «трезво» оценив свой бюджет, постепенно перестают ограничивать себя в тех продуктах, на которые сократили свои расходы в начале года. Это, в первую очередь, относится к кондитерским изделиям, алкоголю и полуфабрикатам.

На каких продуктах люди не готовы экономить? В начале 2009 года многие участники исследования отмечали, что никаким образом не станут урезать свой бюджет, в первую очередь, на хлеб (67%), детское питание (61%), молочные продукты (45%) и табачные изделия (37%). Однако, уже к III кварталу текущего года стало ясно, что, к примеру, не экономят (не планируют экономить) на табаке несколько меньшее число опрошенных — 29%, на детском питании — 55%, на молочной продукции — 36%. Можно сделать вывод, что несмотря на то, что, казалось бы, самая опасная фаза финансового кризиса осталась позади, но россияне не теряют бдительности: они стараются искать возможности уменьшить свои растраты. И при случае, упускать их не намерены. Именно поэтому число участников исследования, отмечавших, что не экономят и не планируют экономить на многих категориях продуктов, несколько уменьшилось.

Информация о компании: Компания Profi Online Research специализируется на проведении маркетинговых исследований, основанных на передовых технологиях. На данный момент онлайн панель компании насчитывает более 82 000 респондентов.

pr-files.

(20.10.2009)

ЖУРНАЛ

ИНТЕРВЬЮ

Глава SPN Communications о кризисе в PR и молодых специалистах

Что происходит с PR-отраслью в сложной экономической ситуации, как меняется индустрия и кто выигрывает в период сокращения коммуникационных бюджетов?

На вопросы PR-files отвечает Михаил Умаров, генеральный директор агентства Comunica.

Руководитель направления «PR и Продвижение» Фонда «Форум инноваций» в интервью PR-files об опыте и особенностях коммуникационной кампании Московского международного форума «Открытые инновации»

ПУБЛИКАЦИИ

Почти половина пиарщиков уверены, что их основная задача — обеспечение продаж. А главной трудностью в своей работе они назвали подготовку текстов

Как выглядят и какими должны быть профессиональные объединения PR-специалистов в России

Ассоциация Коммуникационных Агентств России провела новое исследование заработных плат в рекламной индустрии