PR-рынок России PR-рынок России
PR-рынок России

НОВОСТИ

Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!

Таковы итоги опроса редакции Портала Sovetnik.ru на тему «Нужен ли PR во время кризиса?», в котором на условиях анонимности приняли участие более пятисот респондентов, представляющих маркетинговые, рекламные и PR-агентства (48%), а также PR-отделы компаний из различных секторов экономики (52%).

Основная часть опрошенных — рядовые сотрудники, так называемые специалисты и их ассистенты (53%), треть (31%) — руководители отделов, остальные (16%) — главы агентств в том или ином статусе.

Прежде всего, редакцию интересовало их мнение относительно состояния PR-отрасли в нынешних условиях. Как оказалось, оно далеко не радужное. В общем и целом таковым оно видится 74% респондентов. Во всяком случае, 28% готовы согласиться, что на ней вообще поставлен крест, и ни о какой более менее реальной экономике в отрасли говорить не приходиться. 13% опрошенных сетуют на нестабильность и чрезвычайную напряженности, и 3% усмотрели в происходящем некие трансформационные процессы. И только 26% (к этой категории относятся практически все руководители PR-агентств) заверили редакцию в своем полном оптимизме в этом вопросе.

Между тем, в доказательство печальных выводов, которые прозвучали из уст подавляющего большинства, многие его представители ссылаются на сокращение штатов в агентствах и отделах компаний а также числа рабочих дней, урезание заработных плат и задержки их выплат на срок до трех месяцев, вывод сотрудников за штат.

Следует отметить, что нерадостные примеры, приводимые в ответах участников опроса, находят свое косвенное подтверждение в резком сокращении числа пресс-релизов, поступающих в адрес редакции Портала Sovetnik.ru, а также кардинальной перемене их содержания. Если раньше в большом их числе сообщалось о новых кадровых назначениях и заключенных сделках на PR-обслуживание, то теперь в редком их потоке все чаще речь идет о каких-то инициированных агентствами исследованиях, разного рода прогнозах, прочтенных лекциях и докладах, креативных завтраках для собственных сотрудников, или просто готовности давать комментарии по какому бы то ни было поводу, создании неких новых продуктов и направлений деятельности, свежесть и практическая ценность которых на поверку оказываются весьма сомнительными.

На этом фоне примечательными представляются ответы на другой вопрос редакции — «Изменилась ли роль PR в условиях кризиса, и каким именно образом?». Около 70% респондентов ответили утвердительно, причем в том духе, что она стала более значимой. Правда, их ответы более похожи на умозрительные представления о том, как должно было бы быть, подкрепленными познаниями, почерпнутыми на многочисленных семинарах и конференциях, а также из учебников, а не на констатацию того, как есть на самом деле. «Расширение эктивности в сфере PR — одно из средств остаться на рынке во время кризиса», — утверждают одни. «Урезание бюджетов на рекламу должно привести к перенаправлению их потоков на PR», — делятся соображениями другие. Некоторые все же видят ситуацию в более реальном свете: «PR в условиях кризиса очень важен, но, к сожалению, не все компании понимают это или имеют возможность финансировать свою PR-деятельность».

Среди тех, кто излагает свое видение, какой должны была бы быть роль PR в условиях кризиса, абсолютно все представители PR-агентств, независимо от статуса.

А вот в числе той трети опрошенных, которая отмечает, что роль PR сегодня, если и не сведена вовсе к ничтожной, то уж, во всяком случае, весьма незначительная, поголовно сотрудники PR-отделов кампаний, которые видят ситуацию изнутри и не могут не признать очевидного. «Денег стало меньше, под сокращение попали все бюджеты на развитие и PR», «PR воспринимается как второстепенная функция, на которой можно и нужно экономить», — признаются они.

Следует отметить, что среди опрошенных есть представители компаний буквально всех направлений и отраслей экономики. И в их оценке того, как обстоят дела со связями с общественностью в их компаниях, нет явного разногласия, обусловленного принадлежностью к тому или иному сектору рынка. Т.е., получается, что встречающиеся в последнее время в разного рода исследованиях утверждения, что в каких-то сферах наблюдается рост PR-активности, явно не подтверждаются. Что, впрочем, не удивительно. Спад объемов производства и продаж, согласно отчетам правительства, повсеместный и затрагивает все сферы хозяйственной жизни страны.

И все же, Филипп Гуров, управляющий партнер агентства «Гуров и партнеры», настаивает, что «при общем падении рынка в некоторых сегментах спрос на PR стремительно растет. В первую очередь», — утверждает он, — «речь идет о продвижении дорогих профессиональных B2B-услуг. Многие IT-компании также впервые решили обратиться к PR-консультантам именно сейчас (к примеру, крупные софтверные дистрибьюторы, практически никогда раньше не занимающиеся PR, начали активно прибегать к услугам агентств)».

Однако он согласен, что «в общем и целом исследование лишь показало, что положение в российской PR-индустрии ничем не отличается от того, что происходит в любой другой. И ее подъем возможен только вместе с общим экономическим оживлением, о наступлении которого пока можно судить лишь по весьма расплывчатым прогнозам.

Российская PR-отрасль в очередной раз демонстрирует собственную несостоятельность. Обещая клиентам золотые горы и преодоление любых кризисов, собственные маркетинговые задачи агентства решить не могут. Это, кстати, вполне объяснимо: клиентам предлагается не решение конкретных бизнес-задач и даже не определенное количество публикаций, а абстрактное количество человеко-часов, которые в итоге отрабатываются недоученными студентами. Регулярно публикуемые данные о часовых ставках, средних PR-бюджетах, объемах рынка — это профанация, они завышены в разы», — резюмирует он и добавляет: «Я убежден, что события, происходящие на рынке, пойдут ему на пользу. Большую эффективность сейчас показывают небольшие специализированные PR-фирмы. Идет формирование новых отраслевых стандартов с учетом реальной ситуации на вертикальных рынках. Сразу после окончания кризиса можно ожидать прихода на российский рынок специализированных западных агентств, требования к PR-услугам станут качественно иными».

Источник: www.raso.ru

(04.08.2009)

ЖУРНАЛ

ИНТЕРВЬЮ

Глава SPN Communications о кризисе в PR и молодых специалистах

Что происходит с PR-отраслью в сложной экономической ситуации, как меняется индустрия и кто выигрывает в период сокращения коммуникационных бюджетов?

На вопросы PR-files отвечает Михаил Умаров, генеральный директор агентства Comunica.

Руководитель направления «PR и Продвижение» Фонда «Форум инноваций» в интервью PR-files об опыте и особенностях коммуникационной кампании Московского международного форума «Открытые инновации»

ПУБЛИКАЦИИ

Почти половина пиарщиков уверены, что их основная задача — обеспечение продаж. А главной трудностью в своей работе они назвали подготовку текстов

Как выглядят и какими должны быть профессиональные объединения PR-специалистов в России

Ассоциация Коммуникационных Агентств России провела новое исследование заработных плат в рекламной индустрии