PR-рынок России PR-рынок России
PR-рынок России

НОВОСТИ

PR-образование — длиною в жизнь

Украинская PR отрасль последние пять лет развивалась быстрыми и динамичными темпами, повышая финансовые обороты, улучшая профессионализм специалистов рынка. Начиная с четвертого квартала 2008 года, экономика страны начала задавать немного другие темпы развития всех направлений.

Ныне на развитие всех рынков однозначно влияет общая экономическая ситуация в стране — тотальное сокращение, уменьшение заработных плат, сокращение и перераспределение бюджетов на фирмах главных заказников PR-компаний, — негативно отразились и на развитии рынка PR-услуг. Но, несмотря на достаточно темные краски аналитиков и экспертов, пророчащих еще несколько лет падения экономики, PR-специалисты остаются востребованными и их даже не хватает.

Сегодня мы активно идем к тому, что роль PR-директора компании приравнивается к ключевому руководителю. А PR-агентство становится неотъемлемой частью жизни любой уважающей себя фирмы. Но у PR-директора, также как и у директора PR-агентства, возникает острая необходимость создать сильную эффективную команду. Ведь удачная профессиональная команда — залог успеха предприятия. И PR-отрасль здесь не исключение. Надо отметить, что принимая на работу нового сотрудника, работодатель, прежде всего, обращает внимание на опыт работы и образования соискателя.

И если на западе PR образование уже прошло несколько этапов развития и сейчас стоит на пороге узкой специализации. То есть, готовятся специалисты по конкретным направлениям: связи с правительством, отраслевой PR, инвестиционный PR, кризисный и т. п. То отечественная система PR-образования пока что слишком молода для того, что бы готовить профильных специалистов. Хорошее образование по украинским меркам — это общие знания. Но, к сожалению, это не всегда соответствует запросам работодателей и не всегда этого достаточно для достижения карьерного успеха.

По словам некоторых аналитиков, в Украине не так много учебных заведений, которые могут дать профессиональное и качественное образование в области PR. Хорошей базой знаний и умений работодатели отметили выпускников Киево-Могилянской академии — они являются достаточно перспективными специалистами.

Эксперты утверждают, то в Украине существует проблема с преподавательским составом на отделениях связей с общественностью. Преподаватели некоторых ВУЗов, прочитав несколько книг по PR, считают себя гуру отрасли и несут свои «знания» студентам. О практических занятиях тут и речи не идет. Это вызывает недоумение. На какую работу может рассчитывать выпускник с твердой уверенностью, что главная работа пиарщика — написание и рассылка пресс-релизов. Эксперты говорят, что одной из самых сильных PR-школ в Украине является Институт журналистики Киевского национального университета им. Т. Г. Шевченко. Это учебное заведение может похвастаться сильным преподавательским составом. И если судьба дала человеку возможность учиться в данном ВУЗе, то все зависит от самого студента: хочешь получить хорошее образование — получай. Для этого созданы все условия.

Необходимо вспомнить и такой вид образования, как кратковременные курсы, тренинги и семинары. Хотя, последние пригодятся специалистам с некоторым багажом знаний. А вот посещение PR-курсов может быть полезным. Правда, угадать профессионализм преподавания на них достаточно сложно. Есть, конечно, школы, приглашающие для преподавания профессиональных PR-специалистов, которые с радостью на доступном языке и практичных примерах объяснят, что такое PR и с чем его подают. Но таких курсов достаточно мало, если не сказать единицы.

Но что же делать тем, для кого и западная PR-школа, и украинские ВУЗы, которые могут дать билет в жизнь, недосягаемы. А посещать курсы — простая бесперспективная трата денег. Выход есть. Но его путь очень длинный и тяжкий. Набраться терпения и идти своей тропой: читать книги, статьи, работать на незначительных должностях, и в то же время экспериментировать, предлагать свои решения задач. Стучать и достучаться.

Мы задали несколько вопрос о PR-образовании признанным пиарщикам Украины. Надо отметить, что для некоторых вопросы образования — болезненная тема.

Так, к примеру, Андрей Ротовский, президент Украинской PR-Лиги, директор Киевской школы PR-технологий, посчитал грустным вопрос о том, куда лучше всего поступать выпускникам этого года, чтобы получить хорошее PR-образование. На вопрос о том, где лучше получать образование — в Украине или за рубежом, Андрей Ротовский ответил: «сложно сказать без знания самого студента. Смотря, какую карьеру для себя выбираешь: если на Западе, то в западном вузе, если в Украине — то в украинском. Но будущему пиарщику не обязательно учиться на факультете PR. Можно получить образование и на социологическом отделении, например». Ну а для того, чтобы стать хорошим PR-специалистом, считает президент PR-Лиги, общего правила не существует. PR, по его словам, — это скорее образ жизни, основанный на культуре.

В подтверждение вышеизложенного, Елена Богуславская, ведущий PR-менеджер ООО «PR Квадрат», утверждает, что «высшее образование в области PR сегодня можно получить в Национальном университете „Киево-Могилянская академия“, Киевском Национальном Университете им. Тараса Шевченко, Киевском национальном торгово-экономическом университете. Также PR-образование можно получить и в других учебных заведениях, но толковые ребята, желающие и умеющие учиться, талантливые и активные, нам встречались именно из выше перечисленных вузов».

По словам Елены Богуславской, качественное PR-образование сегодня можно получить в UAPR-Академии, Chartered Institute of Public relations (CIPR), Киевской школе PR-технологий. В этих учебных заведениях преподают практики, те, кто реализовал не один успешный проект. Но данные учебные заведения созданы не для вчерашних школьников, а для людей с высшим образованием, имеющих четкое представление о PR, а также для практикующих PR-специалистов.

На вопрос о том, где лучше получать образование — в Украине или за рубежом, Елена Богуславская, ответила, что в Украине PR-рынок еще только развивается, имеет множество своих специфических черт. Зарубежное образование в области PR, безусловно, качественнее и более приближено к практике, украинское же имеет пока чисто теоретический характер.

Тем не менее, говорит ведущий специалист компании «PR Квадрат», зарубежные модели реализации PR-кампаний могут быть неприменимы к ситуации на украинском рынке. Поэтому идеальный вариант — получить образование у нас, нарабатывать опыт, сотрудничая с нашими компаниями, но при этом изучать опыт зарубежных коллег, осваивать новейшие мировые технологии и тенденции, читая литературу, посещая тренинги и курсы и применяя это все на практике.

Также, по утверждению Елены Богуславской, хороший пиарщик — это призвание, поэтому профильное образование хоть и желательно, но не является ключевым показателем профессионализма. «Так, у нас в агентстве работают экономисты, филологи, и даже технари, — делится Елена. — Все специалисты получили высшее образование, освоив общественные науки, а профильное PR-образование получали на тренингах, курсах, в московском представительстве Лондонской школы PR (LSPR), и самое главное — нарабатывали опыт в процессе разработки и реализации проектов, во время общения с талантливыми пиарщиками-профессионалами и просто интересными людьми. Чтобы стать хорошим пиарщиком, надо иметь талант, нестандартность мышления, уметь и любить общаться с людьми, учиться каждый день чему-то новому. PR-образование — образование длиною в жизнь».

А вот Ирина Золотаревич, директор по работе с Клиентами агентства «Плеон Талан», считает, что учебное заведение следует выбирать поближе к дому, так как ни одно из них не дает идеального PR-образования. «По большому счету мне, как руководителю, все равно, какой ВУЗ вписан в резюме претендента на вакансию в „Плеон Талан“, — говорит Ирина, — мы обучаем всех „с нуля“. С одной стороны, у нас, как у сетевого агентства, очень строгие требования к качеству наших сервисов для Клиента, а значит — к квалификации собственных сотрудников. С другой стороны, выпускники приходят часто неплохо подкованные теоретически, но абсолютно далекие от понимания реальной работы PR-специалиста».

«Мы редко принимаем на работу «готовых» специалистов уровня консультанта или старшего консультанта — очень мало кто на рынке соответствует стандартам нашего агентства, — продолжает Ирина Золотаревич. — Мы обучаем специалистов сами, принимая их на самые начальные позиции и давая возможность развиваться. Поэтому мы разработали целую систему внутреннего образования, которая помогает нам обучить новых сотрудников до необходимого нам уровня квалификации. В нашу систему входит и специальный «курс адаптации молодого бойца» для новичков, и профессиональное наставничество, и еженедельные внутренние тренинги и образовательные лекции, и тренинги, которые проводит образовательная структура «Аталантик групп» — «Талантарий».

Кроме этого, директор по работе с Клиентами агентства «Плеон Талан» утверждает, что на курсах можно повысить квалификацию, но не получить базовые знания и тем более навыки. «Идеальная система, которую я могу порекомендовать начинающим пиарщикам — получить любое высшее образование по специальности, развивающей коммуникационные навыки и логику, и приходить в „Плеон Талан“ доучиваться на позиции стажера (это возможно уже на последних курсах ВУЗа). Тогда вы получите и основы общих знаний, которые дает любой ВУЗ, и глубокое понимание PR, и главное — опыт в „Плеон Талан“».

Директор PR-агентства «TABASCO PR» Елена Махно отметила, что образование в Украине достаточно качественное для того, чтобы дать знания тому, кто хочет их получить. И в то же время, недостаточное, чтобы ему было куда развиваться. Елена убеждена, что не стоит выделять какой-то ВУЗ. Потому что вопрос очень субъективный. «На образование вообще не стоит делать большие ставки, — говорит госпожа Махно. — Во всяком случае, не стоит думать, что после получение диплома человек становится пиарщиком сразу и навсегда. Образование делает нас людьми образованными, а профессионалами нас делает опыт, практика, ошибки и достижения».

Также, по словам директора «TABASCO PR», «базовое высшее образование лучше получать в Украине, если работать впоследствии специалист будет в Украине. Заграница хороша для повышения квалификации, перенимания опыта и наработок на уже образованную голову».

«А вот чтобы стать хорошим пиарщиком нужно много работать, желательно в PR-индустрии. Хорошо, если есть специальное образование. И еще лучше, если к нему есть и курсы. Но чтобы стать кем-то, нужно практиковать опыт того, кем хочется стать», — подытожила Елена Махно.

Марина Стойко,

www.ProPR.com.ua
(03.07.2009)

ЖУРНАЛ

ИНТЕРВЬЮ

Глава SPN Communications о кризисе в PR и молодых специалистах

Что происходит с PR-отраслью в сложной экономической ситуации, как меняется индустрия и кто выигрывает в период сокращения коммуникационных бюджетов?

На вопросы PR-files отвечает Михаил Умаров, генеральный директор агентства Comunica.

Руководитель направления «PR и Продвижение» Фонда «Форум инноваций» в интервью PR-files об опыте и особенностях коммуникационной кампании Московского международного форума «Открытые инновации»

ПУБЛИКАЦИИ

Почти половина пиарщиков уверены, что их основная задача — обеспечение продаж. А главной трудностью в своей работе они назвали подготовку текстов

Как выглядят и какими должны быть профессиональные объединения PR-специалистов в России

Ассоциация Коммуникационных Агентств России провела новое исследование заработных плат в рекламной индустрии