PR-рынок России PR-рынок России
PR-рынок России

НОВОСТИ

Кто нужен работодателю

Определение ключевых компетенций в процессе подготовки выпускника по направлению дисциплины «Связи с общественностью и реклама»: результаты социологического исследования.

В марте-апреле 2009 года Российская Ассоциация по cвязям с общественностью (РАСО) и Институт международных связей (Екатеринбург) провели экспертный опрос потенциальных работодателей, PR-специалистов, а также представителей системы образования с целью выявить ключевые компетенции выпускников, обучающихся по специальности «Связи с общественностью и реклама».

Задачи исследования: определить приоритетные компетенции выпускника по СО и рекламе с точки зрения работодателя в различных сферах деятельности; выяснить компетенции выпускников по СО и рекламе, которые делают их конкурентоспособными в той или иной сферах деятельности; исследовать удовлетворенность (неудовлетворенность) работодателей подготовкой специалистов по СО и рекламе в вузах; выявить готовность работодателей к целенаправленному сотрудничеству с вузами в подготовке конкурентных и эффективных специалистов.

География исследования: Москва и Московская область; Екатеринбург и Свердловская область; Тюмень и Тюменская область; Уфа; Казань; Алтай; Томск; Челябинск; Санкт-Петербург; Ярославль; Иркутск; Новосибирск; Якутия; Рыбинск (Ярославская область); Киров; Омск.

В исследовании приняли участие 103 эксперта. Большая часть (33%) — представители корпоративного сектора. Почти такая же часть (32%) — сотрудники и руководители рекламных и PR-агентств. Число экспертов, занятых в государственном секторе и образовании, распределилось поровну — по 14%.

Профессиональные стандарты очень важны для системы образования, поскольку позволяют понять, какие требования к квалификации выпускника предъявляют работодатели.

Под компетенцией мы понимаем в соответствии с Глоссарием Европейского Фонда образования:
— способность делать что-либо хорошо или эффективно;
— способность удовлетворять требованиям к выполнению работы;
— способность удовлетворять требованиям к выполнению определенных рабочих функций.

Глоссарий Prime имеет близкое определение: компетентность — это способность делать что-то хорошо или эффективно (если вы компетентны делать что-то, то вы имеете навыки, способности или опыт делать это хорошо).

Компетентность — это способность соблюдать установленный стандарт, применяемый в какой-либо профессии (www.glossary.ru).

Определение ключевых для выпускников компетенций необходимо для того, чтобы люди, закончившие вуз, были востребованы на рынке труда даже в контексте грядущих структурных изменений. Выпускники должны обладать набором ключевых для своей специальности характеристик, которые можно сформулировать только с учетом знания требований работодателей, преподавателей и самих выпускников. В результате разработки такого набора корректируются учебные планы и диверсифицируются каналы взаимодействия с работодателями.

Задачи исследования:
— определить приоритетные компетенции выпускника по СО и рекламе с точки зрения работодателя в различных сферах деятельности.
— выяснить компетенции выпускников по СО и рекламе, которые делают их конкурентоспособными в той или иной сферах деятельности.
— исследовать удовлетворенность (неудовлетворенность) работодателей подготовкой специалистов по СО и рекламе в вузах.
— выявить готовность работодателей к целенаправленному сотрудничеству с вузами в подготовке конкурентных и эффективных специалистов.

В первую очередь эксперты отвечали на вопрос об обязательных компетенциях выпускников по СО и рекламе. Был предложен ряд универсальных компетенций в аспекте специальности — это умение анализировать, исследовать, планировать, проектировать, принимать решения, обращаться с ПК, знание иностранного языка, нормативной базы специальности, компьютерных и мультимедийных программ и т. д., а также личные качества.

На первое место (от 70% опрошенных) респонденты поставили следующие компетенции: умение составлять различные виды ПР и рекламных документов, знание основ проектной деятельности, личностные качества специалиста, знание и навыки работы с ПК.

На второе место (от 60%) респонденты поставили следующие компетенции — способность принимать решения в условиях риска и изменений, способность к комплексному и ситуационному анализу процессов.

Наименее нужными (менее 25%) для выпускника компетенциями эксперты назвали знание нормативно-правовых документов, документооборота и навыки работы с мультимедийными материалами.

Мнения работодателей, конечно, зависят от сферы из занятости, так для представителей бизнеса представляется наиболее важным при подготовке компетентного профессионала умение составлять тексты, это же умения оказывается наименее значимым в международных бизнес-организациях.

Эксперты из сферы образования считают, что выпускник должен, прежде всего, обладать знаниями основ проектной деятельности, специалисты из госструктур такое предпочтение отдают знаниям в области медиапланирования. Респонденты из сферы СО и рекламы предлагают обращать внимание на личностные качества выпускников, эксперты от НКО — на способность проводить исследования и комплексно анализировать ситуацию.

Дополнительные знания и навыки, необходимые выпускнику, согласно мнениям экспертов включают в себя, прежде всего, три блока — навыки эффективного общения, навыки работы в команде и способности к развитию, обучению. Немаловажным считают эксперты и владение основами экономики, менеджмента, психологии, маркетинга, риторики, Event- менеджмента, стратегического планирования, бюджетирования, ориентирование в культурном бэкграунде, креативность и творческие навыки, знание участников рынка, в котором специалист собирается работать (лидеры, конкуренты и пр.)

Среди основных программ по медиапланированию, умением работы с которыми обязательно должен обладать выпускник, эксперты называют: Excel, Excom Media Planer , основы медиапланирования по GDP, составление и оптимизация медиаплана, Excom Media Planer, Proba-Media, Galileo, TV Planet, Super Nova (радио); InfoSYS (для ТВ).

Среди компьютерных программ: Adobe Photoshop, Illustrator , Corel Draw, пакет программ Microsoft (Word, Excel, Power Point), Outlook, Интернет, мессенджеры (Skype, ICQ, FTP-менеджеры), базисные навыки управления типичными системами управления контентом (WordPress, Joomla, OpenCMS, Битрикс), Lotus Notes, программы мониторинга (Factiva, Медиалогия, Public. ru)

Следующим вопросом мы пытались выяснить, какие же компетенции выпускников будут приоритетными в той или иной сфере деятельности и смогут сделать выпускника СО и рекламы конкурентоспособным. Респондентам предлагалось оценить значимость конкурентоспособности той или иной компетенции в их сфере деятельности по 5 балльной шкале, где 5 баллов — наивысшее значение.

Наиболее востребованной компетенцией во всех сферах занятости является проектная деятельность и написание текстов, наименее востребованной — знание ПК и иностранного языка.

В сфере бизнеса, образования и государственном секторе конкурентными считаются компетенции написания текстов, знания основ проектной деятельности, способность к комплексному анализу и принятию решений с учетом рисков. В некоммерческом секторе доминирующим является знание основ проектной деятельности, в международных организациях — умение составлять тексты.

Общий набор конкурентных компетенций по всем сферам занятости: написание документов, проектирование, личные качества, знание ПК, принятие решений.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что конкурентными являются компетенции, позволяющие любым организациям эффективно функционировать в современном сложном информационном пространстве.

Тем не менее, данные результаты необходимо рассматривать в совокупности с результатами оценок реального набора компетенций современных выпускников.
Так, по оценкам экспертов, их в выпускниках не удовлетворяет, прежде всего, умение составлять документы, проектировать, анализировать, т. е. как раз качество тех компетенций, которые они считают важными и конкурентными в современных условиях. Помимо этого, респондентов не удовлетворяют личные качества выпускников.

Самыми неудовлетворенными компетенциями выпускников оказались эксперты из государственного сектора.

По результатам оценки желаемых и реальных компетенций можно сделать вывод о том, что подготовка специалистов по ПР и рекламе ведется неэффективно и не удовлетворяет потребностям работодателей и особенностям современного общества. Таким образом, выходом из сложившейся ситуации может служить целенаправленное сотрудничество вузов и потенциальных работодателей по подготовке конкурентных и эффективных специалистов.

Поэтому мы предложили респондентам ответить на вопрос о необходимости такого сотрудничества. 48% опрошенных высказались за такое сотрудничество, решили, что оно скорее необходимо, чем не нужно — 36% опрошенных, решительно признали необязательность и ненужность сотрудничества — 7% экспертов, причем почти все ответившие данным образом — представители госструктур и бизнеса.

В настоящее время сотрудничество с вузами осуществляют 62% экспертов, из них — 81% респондентов, занятых в государственном секторе, 62% респондентов из сферы рекламы и СО. Таким образом, налицо взаимовыгодное сотрудничество наиболее заинтересованных сторон, это подтверждают и комментарии экспертов: «Это необходимо только вузам, а не организациям».

Сотрудничество бизнеса, не связанного со сферой коммуникаций, и вузов находится пока на начальном уровне развития, тем не менее, в дальнейшем
готовыми сотрудничать оказались 71% опрошенных из сферы бизнеса, что говорит о росте данной потребности.

Положительной тенденцией нам представляется то, что в будущем на 10% больше экспертов будут готовы к сотрудничеству. Однако, на столько же уменьшается количество экспертов из государственного сектора, готовых к сотрудничеству в будущем. Возможно, это связано с их неудовлетворенностью качеством компетенций выпускников.

Сотрудничество в основном осуществляется по следующим направлениям: предоставление студентам места для прохождения практики, проведение мастер-классов, консультирование при на писании курсовой и /или дипломной работы, при продолжении сотрудничества эксперты предполагают сохранить не только эти направления, но и добавить другие: чтение лекций, участие в НИР и конференциях.

Осуществляют целенаправленное сотрудничество по подготовке специалистов в настоящее время 9% опрошенных, и очень интересно, что в дальнейшем сотрудничать таким образом хотят уже четверть опрошенных — 25%.

Ну и одним из последних, но и одним из основных вопросов является вопрос об эффективности уровня обучения для подготовки профессионала по направлению СО и реклама. Нужно отметить, что 61% опрошенных отдают предпочтение специалитету (обучение в течение 5 лет), 22% экспертов считают уровень подготовки не важным. Главным для них является приобретение выпускником определенного набора умений, навыков, особое место среди которых занимают навыки практические, а потребностям рынка будет способен отвечать профессионал, подготовленный на любом уровне.

Таким образом, налицо обязательность модификации процесса обучения с целью интегрирования в образование практических навыков.
Также можно отметить возрастающую значимость общих компетенций, которые можно отнести к личностным качествам и развитие которых осуществимо в рамках внеучебной работы со студентами.

В целом все эксперты признали ценность компетентностного подхода и необходимость выпуска гибких специалистов, способных ориентироваться в условиях изменяющихся требований рынка труда.

Именно компетенции являются областью согласования интересов работодателей и вузов. Описание ключевых компетенций — непростая задача, но ее решение позволит создать единый язык для описания академических и профессиональных профилей и уровней высшего образования. Следует отметить, что компетенция в профессиональной и образовательной среде воспринимаются по-разному, то есть существует проблема онтологического несоответствия образовательной и профессиональной областей знаний. Поэтому в процессе согласования профессиональных и образовательных стандартов необходимо выработать единый понятийный аппарат.

Сегодня большая часть потенциальных работодателей не готова участвовать в разработке образовательных стандартов, а представители образования не вполне понимают потребности бизнеса. Можно пойти по такому пути: в вузах разрабатываются компетентностные модели выпускников разных уровней (бакалавров, специалистов, магистров), а потом согласовываются с работодателями, а уже после ложатся в основу государственных образовательных стандартов нового поколения.

Поэтому считаем, что, таким образом, с одной стороны работодатели смогут переосмыслить и упорядочить требования к своим работникам, а вузы, с другой стороны, смогут готовить специалистов, востребованных в профессиональной сфере.

В результате освоения выработанного совместно работодателями и вузами, а затем утвержденного государством, набора ключевых компетенций, выпускник может максимально быстро и эффективно приступить к выполнению профессиональных обязанностей. Поэтому подготовка специалистов в вузе должна учитывать не только существующие, но и перспективные потребности потенциальных работодателей, что обеспечит выпускнику устойчивость в изменяющихся условиях рынка труда. А это возможно только при условии постоянного сотрудничества и взаимодействия по достижению общей цели.

Рекомендации о внесении изменений в Федеральный Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью» по результатам исследования были направлены для рассмотрения в Учебно-методическое объединение вузов Российской Федерации.

www.raso.ru
(03.07.2009)

ЖУРНАЛ

ИНТЕРВЬЮ

Глава SPN Communications о кризисе в PR и молодых специалистах

Что происходит с PR-отраслью в сложной экономической ситуации, как меняется индустрия и кто выигрывает в период сокращения коммуникационных бюджетов?

На вопросы PR-files отвечает Михаил Умаров, генеральный директор агентства Comunica.

Руководитель направления «PR и Продвижение» Фонда «Форум инноваций» в интервью PR-files об опыте и особенностях коммуникационной кампании Московского международного форума «Открытые инновации»

ПУБЛИКАЦИИ

Почти половина пиарщиков уверены, что их основная задача — обеспечение продаж. А главной трудностью в своей работе они назвали подготовку текстов

Как выглядят и какими должны быть профессиональные объединения PR-специалистов в России

Ассоциация Коммуникационных Агентств России провела новое исследование заработных плат в рекламной индустрии