PR-рынок России PR-рынок России
PR-рынок России

НОВОСТИ

Назначение Зурабова: явные и скрытые смыслы

25 июня Государственная Дума одобрила назначение Михаила Зурабова послом России на Украине. В прошлый раз мы говорили о том, что было — об итогах деятельности Виктора Черномырдина на этом посту. Теперь настало время поговорить о том, что будет. Как можно охарактеризовать перспективы выбора такой достаточно неожиданной кандидатуры?

«Выбор Зурабова во многом отвечает тем критериям, о которых мы говорили в прошлый раз, но во многом и не отвечает, — считает Дмитрий Гавра, профессор СПбГУ, завкафедрой теории коммуникаций.

Его главное достоинство — именно об этом шла речь в посте об отставке Черномырдина — это человек из команды Медведева-Путина, очень близкий, вхожий во многие кабинеты, взявший на себя все бремя народной нелюбви за монетизацию льгот и вынесший это бремя. Но это не кадровый дипломат, это кадровый экономист. Когда мы говорим о монетизации льгот, ничего в этом процессе не было всерьез социального, зато было много экономического. Но о смысле и имидже монетизации — совсем другой разговор.

Назначение Зурабова послом в Киеве, очевидно, означает то, что Москва остановилась на двухуровневой схеме работы на украинском азимуте. Зурабов — не политический посол, не карьерный дипломат, не тяжеловес, но зато хороший переговорщик, очень грамотный экономист и волевой менеджер.

Что из этого следует? То, что, как говорят в кругах политтехнологов, на политической поляне Кремль и Смоленская площадь будут играть самостоятельно. И здесь Зурабов будет востребован не только как транслятор московских месседжей. Перед ним, видимо, поставлены задачи другого уровня, в широком плане — политико-экономические. Смысл этих задач — воспользоваться возможностями кризиса, электоральной неразберихой и в целом политической нестабильностью на Украине для того, чтобы как можно более тесно и быстро интегрировать все, что можно интегрировать в украинской экономике, в экономику российскую.

В 90-е годы Россия проиграла Западу украинскую банковскую систему. Сейчас хорошее время, чтобы отыграть потери. Очевидно, что все, касающееся газотранспортной системы, нефтехимии, энергетики — это те активы, которые вполне могут быть интегрированы в систему российских экономических игроков и российских экономических интересов при правильном дипломатическом и политическом сопровождении. И здесь Зурабов будет вполне на своем месте. Он вхож в самые высокие кремлевские кабинеты, он знает лоббистские коридоры, по которым ходит в Москве большой бизнес, он достаточно прагматичен, чтобы не обижаться на разного рода вполне провокационную риторику на темы «москальского ига», голодомора, героизации бандеровцев и т. п.

В этом назначении я явно просматриваю руку премьера. Во-первых, Зурабов — это очевидный член его команды, сумевший выполнить неблагодарную работу. Во-вторых, премьеру Путину вполне понятны потенциальные риски разрыва интеграционных связей с Украиной и — наоборот — стратегические выгоды раскрытия Украине небескорыстных экономических объятий. А политикой, риторикой, русским языком, Крымом, памятниками солдатам-освободителям в Галичине займутся другие люди.

Возможно, эта двухуровневая конструкция будет работать на переходном этапе — до тех пор, пока ситуация на Украине не устоится и кризисная динамика не приобретет какую-то другую направленность. Но сейчас надо отдать должное — в этом классическом неожиданном путинском назначении (вспомним, казалось бы, нелогичные приходы Фрадкова и Зубкова) есть вполне продуманная логика.«

Дмитрий Гавра, к. с. н., профессор СПбГУ, завкафедрой теории коммуникаций

www.statebrand.ru
(30.06.2009)

ЖУРНАЛ

ИНТЕРВЬЮ

Глава SPN Communications о кризисе в PR и молодых специалистах

Что происходит с PR-отраслью в сложной экономической ситуации, как меняется индустрия и кто выигрывает в период сокращения коммуникационных бюджетов?

На вопросы PR-files отвечает Михаил Умаров, генеральный директор агентства Comunica.

Руководитель направления «PR и Продвижение» Фонда «Форум инноваций» в интервью PR-files об опыте и особенностях коммуникационной кампании Московского международного форума «Открытые инновации»

ПУБЛИКАЦИИ

Почти половина пиарщиков уверены, что их основная задача — обеспечение продаж. А главной трудностью в своей работе они назвали подготовку текстов

Как выглядят и какими должны быть профессиональные объединения PR-специалистов в России

Ассоциация Коммуникационных Агентств России провела новое исследование заработных плат в рекламной индустрии