PR-рынок России PR-рынок России
PR-рынок России

НОВОСТИ

О России и продовольственной дипломатии

На прошлой неделе Россия стала хозяйкой Всемирного зернового форума. Значимость мероприятия подчеркивает тот факт, что зерновой форум был включен в программу Петербургского экономического форума, собравшего множество представителей мировой элиты. Какое значение для образа России играет ее роль на рынке продовольствия?

Комментирует Дмитрий Гавра, профессор СбПГУ: «Приятно видеть, что мы в своей аналитике в ряде случаев фиксируем те тенденции, первоначально заметные только глазу эксперта, которые потом переходят в плоскость текущей политики. Зерновой форум именно в России важен как в политическом, так и в имиджевом плане. Если нефть — это кровь экономики, то зерно, видимо, это ее плоть. И проблемы хлеба насущного в новом веке, несомненно, обретут существенно большее, я бы сказал, стратегическое политическое значение.

Россия исторически всегда была одним из ключевых игроков зернового рынка. От экспортера — вспомним начало века и легендарную одесскую Пересыпь — до печальной истории советского времени, когда СССР внезапно превратился в одного из крупных импортеров зерна.

Продовольственная политика, как и политика нефтяная, — это ведущие векторы конфликтов и противостояний наступившего века. Пожалуй, к этой паре важнейших ресурсов я бы добавил еще одно стратегическое измерение — пресную воду, о которой давно и, с моей точки зрения, небезынтересно и правильно пишет мэр Москвы Юрий Лужков.

Зерновой форум в Петербурге — это показатель признания значимости России как одного из определяющих игроков на рынке продовольствия. И сейчас важно, чтобы в этой сфере с нашей стороны не возобладали сиюминутные эгоистические интересы, не заявил бы о себе примитивный протекционизм, не вылезло бы на поверхность лоббистское давление малоэффективных производителей.

Не мы ввели в обиход категории энергетической дипломатии и энергетического оружия. Но они стали фактом мировой политики. На повестке для переход из скрытых в явные форматы такого феномена, как продовольственная дипломатия. А возможно, и продовольственного оружия. И здесь у России может быть достаточно козырей. Хотя есть и слабые карты.

Для своего политического и имиджевого позиционирования России нужно заявить о себе как о глобальном субъекте продовольственной дипломатии. Таком субъекте, который берет на себя защиту интересов своих партнеров по СНГ, стран так называемого «третьего мира», борющихся со стартовыми барьерами излишнего протекционизма многих западных правительств, и в целом с неэффективным и несправедливым на сегодняшний день мировым продовольственным порядком.

Ранее Дмитрий Гарва комментировал итоги Первого «аграрного» саммита стран «Большой восьмерки», который прошел в итальянском замке Кастелбрандо. Рассуждая о проблемах продовольственной безопасности, участники встречи не забыли и о России — так, известный французский экономист Жан-Ив Карфантен сказал: «Берегитесь, если Россия сделает из своего зерна оружие. Ведь с газом она уже так поступила». Какую же имиджевую нагрузку несет этот информационный сигнал?

«С моей точки зрения, это в существенной мере — имиджевая политическая акция,- считает Д. Гавра — В свое время Наполеон говорил: «Ничто так не деморализует армию, как разрушение оружейных и продовольственных складов». Продолжая эту мысль, скажем: «Ничто так не деморализует население, как проблемы в продовольственной сфере». Продовольствие на столах и в холодильниках и тепло в доме — это две ценности, которые входят в фундаментальные блоки знаменитой пирамиды А. Маслоу. Это — ценности безопасности.

И вот мы видим, как западному общественному мнению, рядовому налогоплательщику аккуратненько так, исподволь, с заднего крыльца инфильтруют мысль о том, кто же может быть виноват в трудностях с продовольствием, в росте цен на продукты питания и т. д. А ведь он еще не забыл, как зимой его пугали холодом в квартире в связи с российской газовой политикой.

Что же в итоге получается? Рядовой западный человек получает крайне важные сигналы, затрагивающие базовые основания его существования. Эти сигналы — если не прямо, то косвенно — указывают ему на источник опасности. А значит, и пододвигают его к тому, чтобы он перезагрузил образ врага. И кто же, спрашивается, будет этот враг? Америка, которая обрушила финансовый рынок? Китай, который переместил к себе весь реальный сектор и тем самым забрал рабочие места? Собственные правительства, которые не нашли эффективного выхода из кризиса? Полагаю, что вовсе не они. Вот эти обозначенных реально виноватых поросенка с удовольствием уступят главную роль в этом мифоустроительном спектакле некоторому серому волку, которого нет на сцене, но его присутствие в атмосфере спектакля искусно задается режиссером. Его нет, но все его ждут. Он не виден, но все его боятся. И от этого он очень страшный. Этот серый волк — опять Россия.

В этом плане инициатива первого «аграрного» саммита стран «большой восьмерки», я боюсь, это только одна из первых ласточек. Помимо пресловутой газовой дубины, которую усиленно навешивали на Россию в ходе трубопроводного конфликта начала года, теперь ей — России — пытаются всучить еще и угрожающе поднятую продовольственную мотыгу. Будем ждать. Если кризис не достиг своего дна, продолжение следует.«

www.statebrand.ru
(11.06.2009)

ЖУРНАЛ

ИНТЕРВЬЮ

Глава SPN Communications о кризисе в PR и молодых специалистах

Что происходит с PR-отраслью в сложной экономической ситуации, как меняется индустрия и кто выигрывает в период сокращения коммуникационных бюджетов?

На вопросы PR-files отвечает Михаил Умаров, генеральный директор агентства Comunica.

Руководитель направления «PR и Продвижение» Фонда «Форум инноваций» в интервью PR-files об опыте и особенностях коммуникационной кампании Московского международного форума «Открытые инновации»

ПУБЛИКАЦИИ

Почти половина пиарщиков уверены, что их основная задача — обеспечение продаж. А главной трудностью в своей работе они назвали подготовку текстов

Как выглядят и какими должны быть профессиональные объединения PR-специалистов в России

Ассоциация Коммуникационных Агентств России провела новое исследование заработных плат в рекламной индустрии