Вот уже более полугода на языке у большей части населения планеты кружится слово «сокращение». Украинцы — не исключение. Что мы сокращаем, также известно всем: затраты, региональные сети, зарплаты, персонал, бюджет.
В структуре сокращенного персонала почтенное место занимают
Очевидно, что подавляющее большинство пополнивших ряды безработных пиарщиков работали на стороне Клиента, то есть в компаниях. Да, много компаний, где происходили сокращения уже, по сути, прекратили свое существование. В пустых офисах некогда процветающих мощностей еще сидят 3 человека — юрист, бухгалтер и охранник -закрывая последние организационные вопросы. Здесь все ясно.
Шашки — вон!
По словам исследователей и психологов, кризис также имеет несколько стадий, которые
А что же дальше?
Паника постепенно уходит в прошлое и наступает трезвая оценка ситуации. И не важно, какие новые цели стоят перед бизнесом: выжить или вырасти. Для этого все равно необходимо обеспечить выполнение базовых функций предприятия — не станет генеральный директор писать пресс-релизы (понимаю, что примитивный пример PR. Простите!). По моему стойкому убеждению, PR может отладить только профессионал или журналист (да и то не каждый).
Рожденный ползать летать не сможет!
Безусловно, в случае необходимости сегодня можно нанять пиарщика на меньшие деньги, чем год назад, и поставить перед ним необходимые задачи. Вот и решение, казалось бы! Проблема заключается лишь в том, что PR — это инструмент, который работает на создание положительной репутации в средне и долгосрочной перспективе. А в кризисных условиях руководство требует результата «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС», а еще лучше — «НА ВЧЕРА». В моем личном недавнем опыте был эпизод, когда PR — специалист, который, проработав в компании около 3 недель, готовил коммуникационную стратегию даже не понимая, какие цели преследует руководство. В результате в прессе появились оплаченные статьи, которые я прочел лишь из личного профессионального интереса.
Один пиарщик — хорошо, два — агентство!
В сегодняшней ситуации, пожалуй, оптимальным выходом для «живой» компании является все-таки сотрудничество с коммуникационным агентством.
Аргументация:
— агентство должно обладать (по идее!) достаточными интеллектуальными ресурсами для быстрой адаптации к новым жестким рыночным условиям;
— агентство, как правило, работает с компаниями разного профиля и специализации, что позволяет применять различные практики в совершенно разных отличных случаях (тестовые программ в продвижении банковских депозитов, например);
— агентство не входит в вертикально ориентированную структуру компании, что делает работу со спикерами эффективнее.
Однако все эти положительные особенности работы с агентством будут в полной мере полезно прочувствованы только в случае, если агентство является профессиональным. К сожалению, в Украине более или менее профессиональным можно считать то агентство, которое не заполучает клиентов на откатной основе.
Петр Иванов
PR&Кризис