Эксперты отметили обострение необходимости государства в информационном обеспечении.
В неблагоприятных экономических условиях, которые в краткие сроки сформировал экономический кризис, зачастую имидж является тем единственным, что остается у органов власти, когда начинают рушиться все остальные планы — инвестиционные проекты, запланированные транши из федерального бюджета, повышение пенсий или зарплат. И, как отмечают эксперты «УралПолит.Ru», именно в кризисных условиях, когда органы власти и бизнеса вынуждены по максимуму сокращать все расходы, траты на информационное сопровождение своей деятельности становятся одними из самых необходимых. О том, почему так происходит, — читайте в материале «УралПолит.Ru».
Сейчас, несмотря на уже сверстанные осенью прошлого года бюджеты, уральские регионы спешно пересматривают их заново, сокращая прежде запланированные расходы. Как заявляют представители власти, основные усилия сейчас направлены на то, чтобы сохранить расходы на социальные нужды — в основном секвестируются инвестиционные расходы. Эксперты «УралПолит.Ru» из органов власти и политологи отмечают, что еще одна статья расходов — расходы на информационное обеспечение деятельности органов власти — по важности может быть приравнена к социальным расходам, так как, с одной стороны, позволяет органам власти быстро и качественно объяснить суть решений, зачастую непопулярных, и тем самым снивелировать отрицательные социальные последствия, а с другой — формирует инвестиционный задел на будущее.
Как сообщил «УралПолит.Ru» руководитель пресс-службы губернатора Курганской области Дмитрий Серов, власти Зауралья в кризис не планируют сокращать расходы на информационное обеспечение деятельности. «Официальная позиция губернатора по этому вопросу такая: несмотря на существующую сейчас серьезную проблему получения доходов как на региональном, так и на федеральном уровне, средства, предусмотренные на госзаказ СМИ, будут сохранены в полном объеме. Но нужно подчеркнуть, что говорим мы не о пиаре, а об информационной открытости органов власти. С другой стороны, сохранение этой статьи расходов преследует и еще одну цель — поддержки СМИ, трудовых коллективов. На встрече со СМИ в январе Олег Богомолов отметил, что госзаказ стал за эти годы эффективной мерой поддержки предприятий в сфере медиа. И об эффективности именно такой формы говорил Владимир Путин на встрече со студентами Петербургского госуниверситета», — сообщил Серов.
Он добавил также, что власти региона сейчас делают большую ставку на сотрудничество со СМИ в плане продвижения информации о регионе на общефедеральный уровень с целью расширения возможностей для зауральских предприятий. «Мы делаем определенные акценты в информационной политике. Например, продвижение бренда «Зауральское качество», понятия, что Курганская область является производителем очень полезных, натуральных продуктов питания. Это так называемое представление Курганской области как житницы Урала. «В условиях, когда добывающие отрасли переживают крах, Курганская область как оплот перерабатывающего и сельскохозяйственного сектора экономики получает второй шанс. И информационное сотрудничество со СМИ рассматривается нами как оказание помощи тому сектору реальной экономики, которое и определяет лицо и экономическое положение Зауралья», — рассказал Дмитрий Серов.
Отметим, одобрение проекта «Урал Промышленный — Урал Полярный» на федеральном уровне в значительной степени произошло благодаря активной его поддержке в электронной медиа-сфере.
Коллега Дмитрия Серова в Свердловской области — начальник департамента информационной политики губернатора Свердловской области — Вадим Дубичев, впрочем, высказывает иную точку зрения. По его словам, в регионе сложилась такая практика организации информационной работы, благодаря которой деньги практически никогда не тратились на пиар, в отличие от других субъектов Уральского федерального округа.
«Например, в Челябинской, Тюменской или Курганской областях пиар-структуры, которые, как правило, называются по-разному, обладают бюджетами на обеспечение информационной деятельности. В Свердловской области таких бюджетов никогда не было, есть только лишь пресс-служба, которая помогает журналистам в их профессиональной работе. Мы не тратим деньги из бюджета на пиар», — заявил Дубичев.
При этом, по его словам, данная стратегия поведения считается региональной властью наиболее правильной, так как она «куда более экономная с точки зрения затрат бюджетных средств». «Как только органы власти начинают платить СМИ за размещение тех или иных статей или сюжетов, вся остальная деятельность ставится под коммерческий интерес остальных журналистов. Когда ты просто сотрудничаешь с журналистами, информативности значительно больше. И индекс цитируемости подтверждает мою правоту. И по упоминаемости, и по медиасопровождению губернатор и правительство Свердловской области традиционно лидируют», — заявил Вадим Дубичев.
Впрочем, юрист и депутат областной думы Свердловской области Евгений Артюх отмечает, что региональные власти Среднего Урала, заявляя о том, что не тратят деньги на СМИ, несколько лукавят. «Конечно, эти расходы не прописаны отдельной строкой в бюджете. Но, допустим, по смете заксобрания председатель областной думы Николай Воронин закладывает немалые средства на заключение договоров с муниципальными газетами, в смете же это обозначается как финансирование газеты «Парламентский вестник», которую никто никогда не видел. Средства на СМИ выделяются и из губернаторских расходов, просто эти расходы глубоко запрятаны. Да и пресс-служба губернатора, по сути, занимается тем самым информационным обеспечением деятельности органов власти», — рассказал Евгений Артюх.
Политолог Анатолий Гагарин, сравнивая кризис с периодом «тощих коров», отмечает, что именно в это время становятся более заметны те лидеры, которые понимают важность нахождения в информационной повестке с нужным имиджем. При этом он считает, что наиболее оптимальным средством формирования имиджа и донесения информации о себе в настоящее время является Интернет.
«Это самый современный вид СМИ, обладающий множеством креативных возможностей. Кроме того, он повсеместен — доступ к информационным сайтам есть и в Екатеринбурге, и в Москве, и в Ханты-Мансийске. Кроме того, сейчас в рамках существующей тенденции поддержки отечественных товаропроизводителей инвесторы в первую очередь обращают внимание на тех, кто на виду, кто находится в информационном поле. Любой нормальный бизнесмен, начиная работать с персоной или компанией, проверяет ее по Интернету. Банкиры, которые сейчас аккумулировали у себя огромное количество денег, ищут проекты, куда их можно вложить, и также обращаются к Интернету», — отметил Анатолий Гагарин.
Он подчеркнул, что сейчас регионам следует больше внимания уделить Интернету как способу наиболее быстро войти в федеральную повестку. «Если даже у региона или муниципального образования есть свой сайт, надо понимать, что они являются очень малочитаемыми. Редко кто-то заходит, например, на сайт Пыть-Яха или Нягани. А регионам сейчас надо показать, что, несмотря на сложное положение, в котором они сейчас оказались, у них есть какие-то инвестиционные проекты», — отметил политолог.
Ему вторит коллега Эдуард Абелинскас, который говорит, что качественное информационное сопровождение деятельности власти наиболее эффективно становится в кризисный период, потому что власти приходится принимать непопулярные решения, и зачастую делать это очень быстро. «Власть должна иметь реальную возможность оперативно, быстро, качественно донести суть своих решений до населения во избежание попыток неконструктивных сил воспользоваться ситуацией кризиса. А в условиях кризиса этих сил более чем достаточно. Кроме того, нельзя забывать и о том, что в соответствии с Конституцией у нас носителем власти и суверенитета является народ, и задача нанятых народом власть придержащих — иметь с народом четкую прямую объективную связь, чтобы информировать о своей деятельности и получать обратную информацию о том, как общество оценивает эту деятельность. И поэтому обязанность власти — заниматься информационным обеспечением собственной деятельности, чтобы доносить до общества суть своих действий, разъяснять их и иметь доступные каналы донесения, что может сделать нормально выстроенная система информационного и пиар-сопровождения деятельности органов власти. Говоря языком учебника, пиар — это создание положительного имиджа и вступление в коммуникацию, в диалог с аудиторией, которая тебя интересует. А как власть может не интересовать аудиторию, которая называется избиратели?» — отметил Абелинскас.
По словам политолога, сейчас урезание расходов на информационное сопровождение деятельности органов власти с мотивацией экономии можно назвать лукавством: «Затраты бюджетов на социальные нужды и на информационное сопровождение деятельности просто несопоставимы. Расходы на последнее — просто копейки, которые никого не спасут».
При этом он добавляет, что сейчас органам власти в первую очередь нужно прогнозировать посткризисный период, выстраивать свои действия с расчетом на инвестиции. «Кризис — это не конец света, это начало. Понятно, что конфигурация сил в посткризисном мире в масштабе мира, страны или региона изменится, и изменится существенно. И те, кто сумел в этот период создать наиболее привлекательное паблисити для себя, показать себя в условиях кризиса эффективным менеджером, занять наверно освобождающиеся ниши на информационном поле, тот может в будущем рассчитывать на благосклонность и тех, кто живет в регионе, и вышестоящих начальников», — подчеркнул Абелинскас.
Источник: www.uralpolit.ru