PR-рынок России PR-рынок России
PR-рынок России

АНОНСЫ ИЗДАНИЙ

SmartMoney

ЧЕМУ РАВЕН ПЕРЕЕЗД

Переезд Конституционного суда из Москвы в Санкт-Петербург длился два месяца. Недолго, если учесть, что за это время переехало имущество 19 судей, 75 сотрудников КС и их семей и 120 000 тонн документации. «Для нас это было интересной государственной задачей. Мы остались довольны своей работой», — говорит Аркадий Усачев, генеральный директор компании «Деликатный переезд», которая занималась организацией переезда. Впрочем, признается Усачев, два фужера все-таки разбили. Но до того как «Деликатному переезду» доверил организацию своего эпохального события Конституционный суд, компания восемь лет отвоевывала долю на рынке услуг по переезду. Иначе — рынке мувинга.

Начать бизнес на этом рынке Усачев решил в 2000 году, еще работая в мебельной компании. «Тогда сборщики мебели часто говорили мне, что когда клиенты покупают новую мебель, то проблем с ее доставкой и сборкой нет. А вот старую мебель при переезде перевезти некому», — вспоминает он. Мувинговые услуги в то время предлагали иностранные компании с высокими стандартами работы, пришедшие в Россию в середине 90-х. И стихийные компании, в распоряжении которых было несколько грузчиков и «Газелей». Вот с этим конкурентами и предстояло бороться Усачеву. Проведя анализ рынка, он понял его слабые места. Минус иностранных компаний был в высоких ценах: от $1500 до $2500 за переезд квартиры и ограничение услуг. Только переезд «под ключ» и никаких разовых перевозок вроде старого дивана из квартиры на дачу. Поэтому услугами западных перевозчиков пользовались экспаты и представительства западных компаний, привыкшие к такому сервису у себя дома.

«Наши люди по старинке приглашали отечественных грузчиков с легким перегаром и неряшливо одетых, которые могли разбить старинное семейное зеркало и не несли за это никакой ответственности», — вздыхает ведущий эксперт «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Качество их услуг оставляло желать лучшего, согласен Усачев. Они требовали почасовую оплату при полной непрозрачности стоимости услуг. Обычно диспетчер, принимая заказ, советовал договариваться о цене на месте. Например, уже в процессе переезда выяснялось, что предмет не вмещается в лифт, грузчики несли его на руках и просили оплатить за каждый этаж. «Условия менялись на ходу, а клиента либо не предупредили об этом, либо упомянули вскользь, и он не обратил внимания. Это и сейчас есть», — возмущается Усачев. Возникал конфликт, который, как правило, решался одним способом — грузчикам просто не платили.

Усачев решил сыграть на понятной потребителю системе расчетов: четко выделенные операции с указанием конкретной цены и полная материальная ответственность. Кстати, расходы на возмещение ущерба, нанесенного имуществу клиента, никогда не превышали 0,12% от прямых затрат компании. А чтобы не отсекать большой пласт клиентов, «Деликатный переезд» брался не только за переезд от А до Я, но и за любые мелкие заказы. Причем независимо от этажа и особенностей перевозимого имущества: антиквариата, хрупких и громоздких вещей, редких животных и комнатных растений. Стоимость услуг, само собой, должна была быть ниже, чем у иностранных конкурентов. Сэкономить Усачев решил за счет упаковки. В России технологии упаковки тогда не существовало, западные компании закупали за границей 20 видов различной тары.

ЗАПЛАТИ ЗА КРИЗИС

Михаилу Мокрецову-главе Федеральной налоговой службы-еще не приходилось работать в таких условиях. В налоговые органы он пришел в 2000 г, а с тех пор в России не было ни одного дефицитного бюджета. До этого года, когда собираемость налогов вновь стала проблемой. ФНС получает противоречивые сигналы от начальства.

Премьер Владимир Путин и к практике «терроризирования бизнеса» возвращаться не велит и бизнесу не советует сокращать налоговые платежи «ссылаясь на кризис». Экономика ведет себя подозрительно-в январе, по данным Росстата, российская промышленность показала общий убыток в 184,4 млрд руб. Налоговики не могут спокойно на это смотреть. Наверняка компании что-то скрывают.

ПРОВЕРКА ПРОЧНОСТИ

Ольга-генеральной директор промышленной компании с оборотом в прошлом году 1,3 млрд руб-ощутила кризис не только по падению выручки. Никогда еще за 15 лет работы фирмы, налоговики не действовали так жестко. «Приезжает налоговая, говорит, что у них выездная проверка, и они будут доначислять штрафы. На вопрос «за что?», следует ответ: «нам все равно, у нас план-2% от оборота»,-рассказывает предприниматель. В приватных разговорах инспектора открытым текстом говорили, что не насчитать не могут, так как сами лишатся работы или части зарплаты. Поэтому представители государства предложили «добровольно» заплатить 1 млн руб штрафа. Судиться не советовали, да и личный опыт Ольги это подтверждал,-около пяти лет назад у нее уже была неудачная тяжба с налоговиками. Пришлось и в этот раз заплатить, да еще самой предоставить на себя компромат. Чтобы было за что штрафовать, Ольга представила в налоговую инспекцию ксерокопии двух счетов-фактур-по закону предоставляться могут только оригиналы. «Сама на себя возвела напраслину, а что еще оставалось делать?»,-разводит руками гендиректор. В итоге государство свой миллион получило.

Еще осенью прошлого года ФНС с гордостью отчитывалось, как сократилось налоговое давление на бизнес, например в 2007 г. было проведено только 106 000 выездных налоговых проверок-в 13 раз меньше, чем в 2000 г. Вектор изменился. По оценкам Яны Яковлевой-главы общественной организации «Бизнес Солидарность» и финансового директора компании «Софэкс»-антикризисная активность налоговиков привела к взрывному росту числа встречных налоговых проверок, когда инспектора идут к контрагентам проверяемой компании, чтобы установить подлинность заключенных сделок. В одну фирму с разных сторон может в день зайти до восьми таких проверяющих. У Яковлевой работает бухгалтер, который ничем, кроме подготовки бумаг для налоговой, не занимается. «Пока нам просто везло»-признает Наталия Гандурина, генеральный директор компании NR-Group, управляющей сетью магазинов импортной детской одежды. «Нашему бизнесу меньше года, он пока убыточный, а нас замотали налоговыми проверками-жалуется Гандурина-Мне кажется, что нужно принять закон, чтобы в первые два-три года оставлять людей в покое, тем более, если они платят все налоги. Мы сейчас ждем возмещения НДС, а налоговики нам не верят. Так построена система, органы не вчитываются в документы». Между тем сейчас бизнесу Гандуриной как воздух нужны оборотные средства-кризис особенно сильно ударил по импортерам. Продажи NR-Group упали на 30%. Падение спроса ощутил и Рубен Арутюнян-основной владелец группы компаний «Биайна»-импортера одежды, которому принадлежит марка Henderson. «Нам бы хотелось, чтобы по таможенным платежам нам давали отсрочку. Государство должно поддерживать своих импортеров, особенно той продукции, которая не производится в этой стране»-говорит Арутюнян. Но об отсрочках речь как раз не идет.

Невозврат НДС не единственный способ потерять деньги в налоговых спорах. Владелец торговой компании, категорически отказавшийся назвать свое имя, сейчас судится с органами ФНС, которые признали его вид деятельности экономически нецелесообразным. «Какой-то налоговый инспектор посчитал, что деятельность нецелесообразна и неэффективна! У меня арестованы счета, списана недоимка в бюджет, судимся, через пару лет выяснится, что инспектор не прав, но бизнеса-то уже к тому времени не будет»,-сокрушается собеседник Sm.

По словам Яковлевой, налоговики шантажируют компании угрозой начать проверку всех поставщиков. «Либо компания подписывает штраф, либо инспектора начинают шерстить по поставщикам. Я, как предприниматель, не поручусь за своего поставщика, особенно если их много, а не один проверенный»,-рассказывает Яковлева.

АЛЕКСЕЙ ГОЛУБОВИЧ: КЛИЕНТАМИ РОССИЙСКИХ ИНВЕСТКОМПАНИЙ

СТАНУТ ЧИНОВНИКИ И КИТАЙЦЫ

Из нынешнего кризиса мир выйдет через два года. Первыми восстановятся США и Китай, а при грамотной налоговой политике — ещё и Россия. С 2010 года уровень жизни снова начнет улучшаться. Такой прогноз дает Алексей Голубович — бывший топ-менеджер ЮКОСа, а ныне глава инвесткомпании «Арбат Капитал», в управлении у которой около $400 млн. Через десять лет средний класс (в России он начинается от $20 000 годового дохода) может вырасти в полтора раза. Правда, если государство продолжит усиливаться в экономике, то 80% его будут составлять не предприниматели, а чиновники и работники госкорпораций. Долларовых миллионеров — а это основная клиентская база для инвесткомпаний — в России станет в 1,5—2 раза больше , чем сейчас: до 300 000 человек.

В мире за следующее десятилетие резко вырастет количество сверхбогатых людей из развивающихся стран, в основном — из азиатских. Например, китайские бизнесмены, которые сейчас держатся в тени — потому что на этапе становления бизнеса минимизируют декларируемые личные доходы — займут верхние строчки в списках миллиардеров. Они будут представлять интерес не только для западных инвестбанков, но и для нас, т. к. начнут инвестировать деньги и на российском фондовом рынке. В настоящий момент их активность минимальна, китайские инвесторы присутствуют на нашем рынке в основном через зарубежные индексные фонды. Но через 10 лет их капиталу станет тесно, и они придут и на наш рынок.

В России количество сверхбогатых граждан также вырастет. Список российских миллиардеров может значительно обновиться, в частности за счёт представителей высшей государственной бюрократии и членов их семей. Хотя в ближайшие 10 лет смены элит в России не произойдет. Люди, управляющие сегодня госкорпорациями постепенно легализуют свои капиталы и станут главными клиентами для компаний по управлению активами. Этот процесс не пройдёт без скандалов — кто-то должен будет «ответить за кризис». Возможно, и в России найдут несколько «жертв» типа Бернарда Мэдоффа [создатель финансовой пирамиды в США, вкладчики которого потеряли $50 млрд.]

ГРОШ ЦЕНА

Кризисные покупки и продажи Олега Дерипаски, Александра Винокурова, Александра Лебедева, Сергея и Александра Пугачёвых, Анатолия Мотылева, Владимир и Феликса Евтушенковых.

www.smoney.ru
(08.04.2009)

ЖУРНАЛ

ИНТЕРВЬЮ

Глава SPN Communications о кризисе в PR и молодых специалистах

Что происходит с PR-отраслью в сложной экономической ситуации, как меняется индустрия и кто выигрывает в период сокращения коммуникационных бюджетов?

На вопросы PR-files отвечает Михаил Умаров, генеральный директор агентства Comunica.

Руководитель направления «PR и Продвижение» Фонда «Форум инноваций» в интервью PR-files об опыте и особенностях коммуникационной кампании Московского международного форума «Открытые инновации»

ПУБЛИКАЦИИ

Почти половина пиарщиков уверены, что их основная задача — обеспечение продаж. А главной трудностью в своей работе они назвали подготовку текстов

Как выглядят и какими должны быть профессиональные объединения PR-специалистов в России

Ассоциация Коммуникационных Агентств России провела новое исследование заработных плат в рекламной индустрии